Мастерство советского летчика спасло десятки жизней

16.01.2009, 22:14

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Пилота, который посадил самолет на поверхность Невы, не задев при этом ни одного моста, сначала уволили из авиации, а после наградили орденом.

Новостью №1, которая сегодня облетела все средства массовой информации мира, стал подвиг американского пилота. Чесли Салленбергер удачно приводнил самолет Аэробус А-320 на реку Гудзон в Нью-Йорке. Оба двигателя отказали при взлете.

Но оказывается, что аналогичная аварийная посадка произошла в Ленинграде. 45 лет назад, 21 августа 1963 года, из-за отказа шасси и неисправного датчика топлива самолет Ту-124, летевший из Таллина в Москву с пассажирами на борту вынужден был приводниться на поверхность Невы.

С очевидцами тех событий встретился корреспондент НТВ Александр Драугялис.

Он смотрит кадры посадки на Гудзоне и вспоминает: когда-то уже видел такое. 21 августа 1963 года старшину Сергея Вершлера вызвал командир. Выдал фотоаппарат, две пленки и быстроходный катер.

Объяснил, что у моста Александра Невского падает в воду самолет. Старшина успел. Фотографии сразу забрали в особый отдел, но Сергей Вершлер даже спустя 45 лет хорошо помнит эти несколько секунд.

Сергей Вершлер, участник спасательной операции: «Было не страшно, а интересно. Самолет шел бесшумно. Последний двигатель встал в районе Смольного собора. Шума реактивного самолета просто не было. Зато удар о воду был сильным. „Пузо“ Ту-124 разорвало на части вплоть до турбинных лопаток».

Вообще-то, Ту-124 должен был приземлиться в Москве, но проблемы на борту начались сразу после вылета из Таллина. Заклинило одну из стоек шасси. Диспетчер отправил самолет в Ленинград. Садиться на «брюхо» с полными баками нельзя, лайнер около часа кружил над городом, вырабатывал топливо.

То ли прибор уровня топлива был не исправен, то ли летчики перестарались. Горючее кончилось прямо над Смольным. Когда самолет оказался в Неве, первым на помощь пришел небольшой буксир. Юрий Поршин тогда был его капитаном.

Юрий Поршин, капитан буксира: «Я кормой подошел к носу самолета и потащил его к берегу. Как раз на правом берегу в то время находился плотовый рейд Охтинского деревообрабатывающего комбината. И крыло самолета подошло вплотную к плоту. Получился естественный трап. Первым вышел экипаж самолета, а потом пассажиры».

Приводнения вместо приземлений в авиации время от времени случаются. Все пассажирские самолеты, которые летают в России, по техническим характеристикам рассчитаны на то, чтобы в случае аварии сесть на воду. Впрочем, подвиг от трагедии отделяют доли секунды. Все зависит от мастерства и выдержки пилота.

Сейчас даже трудно представить, как на Неве мог приземлиться самолет. У летчиков просто не было другого выбора. Машина прошла над Литейным и Большеохтинским мостами. Мост Александра Невского тогда еще только строился.

Самолет полетел над ним так низко, что с лесов в воду попадали рабочие. После посадки выяснилось: все пассажиры живы. Но в отличие от истории на Гудзоне у этой истории хеппи-энд получился смазанным. Командира воздушного судна сначала уволил из авиации и только потом наградили орденом Красной звезды.

Читайте также