Играй, гармонь!

06.01.2009, 20:54

Видео программы «Сегодня»

Всего несколько десятилетий назад гармошка была главным национальным инструментом, без которого не обходились ни свадьбы, ни праздники.

Из Саратова пришла новость, в очередной раз заставляющая вспомнить, как далека нынешняя Россия от того, что принято именовать «народными корнями». В городе закрылся единственный цех по изготовлению некогда знаменитых саратовских гармоней.

Сказано, что не стоит село без праведника, но без гармониста оно не стоит тем более. Всего несколько десятилетий назад гармошка была главным национальным инструментом, без которого не обходились ни свадьбы, ни праздники.

Но чем быстрее шла урбанизация и чем безнадежней пустели села, тем реже и реже звучали душевные меховые звуки: деревня затихала, а из городов гармонь полностью вытеснили струнные — в первую очередь гитара.

Репортаж корреспондента НТВ Георгия Гривенного.

Гармошка сломалась, в уроках перерыв. В саратовском ансамбле «Озорные колокольчики» с инструментов буквально пылинки сдувают. Случись что — замены не найти. Единственный гармошечный цех закрыли, теперь мастер-ремонтник проявляет чудеса изобретательности. Вот и фирменные колокольчики, которыми так славились саратовские гармоники, давно уже из другой оперы.

Сергей Шалимов, солист ансамбля «Озорные колокольчики» : «Из телефонных аппаратов будем вынимать».

В деревне Ярымово некогда главный гармонист Василий Иванович теперь дает по клавишам только по большим праздникам. Раньше часами не выходил из сельского клуба, играя для молодежи, а теперь и у слова «клуб» другое значение, и молодежь все больше предпочитает индивидуальный подход — плеер и наушники.

Золотой век гармони — век XX-й. Все его потрясения — проводы на войну, тяжелые бои, годы в окопах, Победа — все под гармошку. И «Синенький скромный платочек» Клавдии Шульженко невозможно даже представить с иным аккомпанементом.

80-е, Центральное телевидение, «Играй гармонь». Программа братьев Заволокиных как последнее «прости» массовой гармошке — той, которую можно просто взять с полки, сыграть при всем честном народе и удостоиться настоящей народной любви. А в 96-м выяснилось, что один из главных политиков страны тоже не чужд баяну.

Виктор Черномырдин: «Когда бывает уж совсем тяжко, возьмешь так, для себя, и как-то снимает».

Гармонь с баяном свой исконный статус вроде бы и не утеряли, но, как говорят, выйдя из народа, просто ушли в профессионалы.

Артём Варгафтик, музыкальный критик: «Та эпоха, когда люди звуки извлекали своими руками, своей головой и своим организмом, ушла. Теперь вы не найдете никого, кроме нас грешных, то есть интеллигентных недобитков с музыкальным образованием, кто взялся бы добровольно эти звуки извлекать сам».

Пётр рискнул и вышел на большую сцену с аккордеоном. Публика оценила неожиданный творческий союз, казалось бы, забытого инструмента и компьютера.

Пётр Дранга, музыкант: «Залог успеха — это свежий взгляд на происходящее. Когда я играл панк-рок на бас-гитаре, у меня и родилась идея: я бас-гитару отдам кому-то другому, а сам возьму аккордеон».

Из всех инструментов, которые еще пару десятков лет назад считались по-настоящему народными в том плане, что на них весь народ играл, свои прочные позиции, пожалуй, удерживает лишь гитара. Ее можно услышать не только с фестивальных сцен, но и на посиделках в компаниях.

Правда, в основном в компаниях тех, кому хорошо за 30. А вот гармонь, по крайней мере в городах, теперь можно встретить разве что на полках магазинов.

Александр Заволокин — один из тех, благодаря кому раньше гармонь играла на всю страну, продолжает семейное дело и верит, что в споре с современностью гармонь как минимум не проиграет.

Александр Заволокин, музыкант: «Начиналось с транзисторов, потом магнитофоны, сегодня Интернет, в котором можно узнать все про себя, про тебя и про нас с вами. А гармошка какая была, такая и будет».

Заволокинская вечерка дает концерт прямо в центре Новосибирска. Спешащие праздновать прохожие искренне удивлены.

Читайте также