Волшебная сила искусства

29.12.2008, 12:20

Видео программы «Сегодня»

Каждый выход на сцену актеров молодежной студии «Данко» — это настоящее чудо.

Каждый выход на сцену актеров молодежной студии «Данко» — это настоящее чудо. Не только для зрителей, но и для самих участников спектаклей. Дело в том, что в постановках заняты инвалиды, страдающие тяжелыми заболеваниями. Арт-терапия дает удивительный результат: о недугах можно просто забыть, когда есть вдохновение, и, конечно, признание публики.

Из Калининграда — репортаж корреспондента НТВ Вероники Николаевой.

В небольшом зале районного дома культуры — новогоднее представление. Маленьких зрителей пригласили на спектакль по мотивам восточной сказки. Добрые принцессы, коварные разбойники, маги и волшебники. Во время красочного представления многие и не догадываются, что все роли исполняют актеры с рождения страдающие тяжелыми недугами.

Зоя Кочеткова, художественный руководитель театральной студии «Данко»: «Ребята сложные, с разными диагнозами. И умственная отсталость, и психиатрия, и синдром Дауна, проблемы опорного характера. Как специалисты государственные говорят, неперспективные, по медицинским параметрам — необучаемые».

Это единственный в области театр, где играют инвалиды. Его руководители уверены: у людей с ограниченными физическими возможностями творческие возможности безграничны. Репетировать приходится долго, но актерам разрешают свободно импровизировать на сцене. Задача педагога — только помочь выразить себя с помощью мимики или жеста.

Зоя Кочеткова, художественный руководитель театральной студии «Данко»: «Разрисовываем всю сцену. Пишем кто где стоит. И не факт, что то, что отрепетировано сегодня, они смогут повторить завтра».

Главное — психологическая и социальная реабилитация, говорят в театре. Когда ребенок во время танца встает с инвалидной коляски, качество художественной постановки отступает на второй план.

За кулисами этого театра всегда дежурит врач: в любой момент кому-то из актеров может стать плохо. По требованию медиков, каждое выступление должно продолжаться не больше 30 минут. Потом обязательный перерыв полтора-два часа.

В роли восточной царицы — Люся Пучкова, до этого была Снегурочка и Снежная Королева. Ее мама признается: дочь так погружается в образ каждой героини, что забывает о тяжелой болезни. Это и есть настоящая арт-терапия, считают в театре.

Ирина Пучкова, мать Людмилы Пучковой: «Сегодня у нее было три приступа за час до приезда сюда. Но она мобилизовалась и сказала: „Люся, в центр!“ Встала, машинально оделась и поехала. Ей здесь нравится. Не хочется сидеть дома в четырех стенах, ей нужно общение с детьми».

Начинающим актерам помогают волонтеры — студенты местных вузов. Кто-то шьет костюмы, кто-то пишет пьесы. Даша пришла на двухнедельную учебную практику, а осталась на два года. Теперь она осваивает необычное режиссерское ремесло: на актеров этого театра нельзя повышать голос, а главные роли нужно распределять по очереди.

Они участвовали в трех международных фестивалях и три раза выигрывали. Но главная победа, говорят артисты, не награды и призы, а возможность снова и снова выходить на сцену. А лучшее лекарство — благодарность и улыбки зрителей.

Читайте также