После долгой реставрации в залы Третьяковкой галереи вернулось произведение Николая Ге «Суд Синедриона», или «Повинен смерти!»
Сегодня после долгой реставрации в залы Третьяковкой галереи вернулось произведение Николая Ге «Суд Синедриона», или «Повинен смерти!» Судьба этой картины весьма драматична. Запрещенная по цензурным соображениям, она долгое время хранилась сначала в семье художника, потом в запасниках музея. В результате полотно было серьезно повреждено
Одним из первых воссозданный шедевр увидел корреспондент НТВ Егор Колыванов.
В Третьяковке говорят, что исторический момент. Картина Николая Ге «Суд Синедриона» не покидала хранилище галереи с 1981 года, и ее появлению в выставочных залах предшествовала сложнейшая реставрация. Возглавляет процессию директор музея.
Судьба картины складывалась непросто. Едва она была показана в 1892 году, как президент Императорской академии художеств запретил экспонировать «Суд Синедриона». Вероятно, не последнюю роль в этом сыграло письмо Константина Победоносцева к Александру III: «Христос написан в самом отвратительном виде». Таким Спасителя еще действительно не видели.
Татьяна Карпова, заведующая отделом живописи второй половины XIX начала XX века Государственной Третьяковской галереи: «Его Христос тщедушен, мал ростом, некрасив. В частности, Александр III говорил: „Ну какой же это Христос, это больной Миклухо Маклай“».
Николай Ге увез полотно в свое имение, где продолжил над ним работать. Несколько раз переписывал лицо Христа. Влача довольно бедственное существование Николай Николаевич даже подрабатывал строительством печей, художник не мог позволить себе использовать хорошие краски. Поэтому довольно скоро картина начала разрушаться. В наши дни реставраторы даже опасались браться за эту работу. Удалив помутневший лак, нашли невидимые ранее детали.
Александра Орловская, реставратор отдела масляной живописи Государственной Третьяковской галереи: «Когда мы раскрыли живопись от загрязнений, от многочисленных темных наслоений, стало видно, что в верхней части картины находится открытый проем».
Реставраторы не смогли удалить газетный шрифт. Когда сын художника перевозил картину в имение Льва Толстого, холст сняли с подрамника, свернули в рулон и завернули в газеты. Невысохшее масло впитало типографскую краску. Получилась историческая деталь.
В ближайшие несколько дней картина будет привыкать к новому месту, освещению, к ней подключат сигнализацию. «Суд Синедриона» посетители Третьяковской галереи смогут увидеть начиная с 23 декабря. Планируется, что картина будет висеть в этом зале до 18 января, после чего ее опять уберут в хранилище, до тех пор, пока в галерее не откроется именной зал Николая Ге.
Читайте также
- Личные покои императрицы открыли после реставрации в Екатерининском дворце
- В Москве открылась выставка дизайнерских елей
- «Ёлку Победы» провели в Москве для детей участников СВО
- В Москве открывается уникальная выставка «Драгоценности! Блеск русского двора»
- Музейный квартал ГМИИ имени Пушкина планируют достроить до 2030 года
- «Эмоции архитектуры»: в Москве открылась иммерсивная
выставка-лабиринт