Вторая жизнь «Суда Синедриона»

19.12.2008, 18:22

Видео программы «Сегодня»

После долгой реставрации в залы Третьяковкой галереи вернулось произведение Николая Ге «Суд Синедриона», или «Повинен смерти!»

Сегодня после долгой реставрации в залы Третьяковкой галереи вернулось произведение Николая Ге «Суд Синедриона», или «Повинен смерти!» Судьба этой картины весьма драматична. Запрещенная по цензурным соображениям, она долгое время хранилась сначала в семье художника, потом в запасниках музея. В результате полотно было серьезно повреждено

Одним из первых воссозданный шедевр увидел корреспондент НТВ Егор Колыванов.

В Третьяковке говорят, что исторический момент. Картина Николая Ге «Суд Синедриона» не покидала хранилище галереи с 1981 года, и ее появлению в выставочных залах предшествовала сложнейшая реставрация. Возглавляет процессию директор музея.

Судьба картины складывалась непросто. Едва она была показана в 1892 году, как президент Императорской академии художеств запретил экспонировать «Суд Синедриона». Вероятно, не последнюю роль в этом сыграло письмо Константина Победоносцева к Александру III: «Христос написан в самом отвратительном виде». Таким Спасителя еще действительно не видели.

Татьяна Карпова, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи: «Его Христос тщедушен, мал ростом, некрасив. В частности, Александр III говорил: „Ну какой же это Христос, это больной Миклухо Маклай“».

Николай Ге увез полотно в свое имение, где продолжил над ним работать. Несколько раз переписывал лицо Христа. Влача довольно бедственное существование — Николай Николаевич даже подрабатывал строительством печей, — художник не мог позволить себе использовать хорошие краски. Поэтому довольно скоро картина начала разрушаться. В наши дни реставраторы даже опасались браться за эту работу. Удалив помутневший лак, нашли невидимые ранее детали.

Александра Орловская, реставратор отдела масляной живописи Государственной Третьяковской галереи: «Когда мы раскрыли живопись от загрязнений, от многочисленных темных наслоений, стало видно, что в верхней части картины находится открытый проем».

Реставраторы не смогли удалить газетный шрифт. Когда сын художника перевозил картину в имение Льва Толстого, холст сняли с подрамника, свернули в рулон и завернули в газеты. Невысохшее масло впитало типографскую краску. Получилась историческая деталь.

В ближайшие несколько дней картина будет привыкать к новому месту, освещению, к ней подключат сигнализацию. «Суд Синедриона» посетители Третьяковской галереи смогут увидеть начиная с 23 декабря. Планируется, что картина будет висеть в этом зале до 18 января, после чего ее опять уберут в хранилище, до тех пор, пока в галерее не откроется именной зал Николая Ге.

Читайте также