Женское лицо российского театра

19.12.2008, 15:50

Видеосюжет: Владимир Чернышёв
Видео программы «Сегодня»

Режиссер, о котором говорят только «выдающийся», руководитель театра с невероятным чутьем на таланты и просто ярчайшая личность.

Режиссер, о котором говорят только «выдающийся», руководитель театра с невероятным чутьем на таланты и просто ярчайшая личность. Сегодня юбилей у Галины Волчек.

Ей прочили успех на поприще драматургии кино, но судьбой и домом стал театр. «Современник» Галины Волчек — один из лучших коллективов России — сумел пережить самые трудные годы и много лет все продолжает интриговать, привлекать и завоевывать зрителя. А для поклонников Галина Борисовна еще и любимая киноактриса, даже несмотря на то, что, по словам самой Волчек, «роман с кино у нее не сложился».

О театре, творчестве и жизни накануне юбилея с Галиной Волчек побеседовал корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.

Вот уж про кого можно сказать — вся жизнь в театре, причем в одном. А родилась ведь в семье кинематографической: отец был знаменитый кинооператор, работал на фильмах Ромма. Но взрослые разговоры дома о работе не делали из кино сказку.

Галина Волчек, народная артистка СССР, художественный руководитель театра «Современник»: «Кадр, не кадр, хлопушка, не хлопушка, свет не так поставили, так поставили, круговая панорама…»

Когда кино — это работа и отца, и всех соседей в доме, от такой повседневности захочется сбежать за кулисы театра.

Галина Волчек: «Театр для меня был тайной, а кино было ежедневным понятием».

Она и сегодня считает, что с кино взаимной симпатии не получилось. И хотя каждая эпизодическая роль в кино приносила славу, о своих киноролях Галина Волчек говорит, не скрывая пренебрежения.

Галина Волчек: «Вся страна, к счастью, сегодня если и знает меня, то в связи с театром „Современник“, а не в связи с тем, что я играла, скажем, тетю Мусю, тетю Нюсю, еще каких-то там подобных. Это неинтересно было для меня. Мне не повезло с кино — мне никогда никто не дал возможность сыграть какого-то объемного человека, в котором есть все. Я играла каких-то полумонстров».

С политикой, как и с кино, не сошлись характерами. От партии «Наш дом — Россия» были для нее в конце 90-х места в партере — думский зал ведь похож на театральный. Только вот режиссер Волчек тогда осмотрелась и сказала политической жизни: «Не верю».

Галина Волчек: «Для меня самое ценное — как для режиссера, как для человека — это человеческие отношения. Почему я Чехова так люблю или подобную драматургию? А в политике на человеческие отношения — красный светофор».

В ее кабинете на стенах — иллюстрированная жизнь «Современника»: вот молодые выпускники театрального задумали студию, а вот уже на премьерах и гастролях восхищенные Мастрояни и Аль Пачино приходят за кулисы. А ведь были между этим и пустые залы клубов (на студентов малоизвестных всегда публика идет неохотно), и творческие конфликты, и слава всесоюзная, и недовольство властей.

Галина Волчек: «Мы, с точки зрения властей, не олицетворяли, не показывали то лицо нашей страны, которое хотелось им увидеть».

Такое название театра обязывает. Ведь «Современник» не имеет права отстать от современности, а современность только с 72-го, за годы, что Волчек после ухода основателя Ефремова руководит театром, менялась сильно и неоднократно. Было время, когда многие вокруг видели современность смутно. Но Волчек провела театр и сквозь смену эпох, да и смену поколений.

Галина Волчек: «Легко никто не меняется, и наврет тот человек, который скажет: „Я проснулся в новой жизни и даже не почувствовал, что была какая-то другая“. Но я одинаково не понимаю людей, которые ногами двигаются вперед, а голова все время в другую сторону. Они только и живут тем, что было, как было».

Это чувство современности не только в обновлении труппы и репертуара. Если вся жизнь — театр, то чувство жизни — и есть секрет ее «Современника». И самой Волчек — столько лет уже, получается, главной «современницы».

Читайте также