«Энергия» отмечает юбилей

12.12.2008, 12:25

Видео программы «Сегодня»

Исполняется 90 лет предприятию, создание которого фактически проложило человечеству дорогу в космос.

Исполняется 90 лет предприятию, создание которого фактически проложило человечеству дорогу в космос. Корпорация «Энергия», основанная Королёвым, отмечает юбилей. Первый искусственный спутник, орбитальные станции и самые надежные в мире ракеты — все это заслуга ее конструкторов. Корреспондент НТВ Илья Бухтуев побывал в цехах предприятия и увидел то, что тщательно скрывают от посторонних.

На предприятии стоят обычные слесарные верстаки, какие-то втулки рабочие трут наждачной бумагой или сверлят вручную. Нет в этом никакой романтики космоса, скукота. Так кажется до тех пор, пока не попадешь в цех, где все эти детали собирают в едино целое. В сборочном цехе все внимание приковано к человеку в оранжевом нарукавнике.

Виктор Кулешов, старший мастер участка сборки: «Чтобы крановщица видела, кто руководит процессом, надевается яркий нарукавник. Руководящий обучен технологии, он подает команды крановщице, которые она понимает».

Малый исследовательский модуль, который в будущем станет частью МКС, 15 человек соберут за 4 месяца, а потом отправят на контрольно-испытательную станцию, где он окажется по соседству со звездой. Здесь есть полномасштабный точный макет модуля, который сейчас в космосе. Прежде чем попасть внутрь, нужно, как здесь выражаются, обнулиться — подержаться за штырь, чтобы снять статическое электричество.

Александр Земсков, начальник смены контрольно-испытательной станции: «На мужчине накапливается до 400 вольт статического напряжения, на женщине ввиду особенностей организма — до 800 вольт. Если напряжение не снять, то в случае контакта с аппаратурой она может выйти из строя».

В переходном отсеке передвигаться можно только на четвереньках, в грузовом можно стоять в полный рост или же комфортно сидеть.

Александр Земсков, начальник смены контрольно-испытательной станции: «В серванты для размещения аппаратуры мы складываем провода и приборы».

Разбираться в хитросплетениях проводов космонавтам и не нужно, они обязаны максимально точно описать возникшую поломку. На заводе ее смоделируют и на орбиту отправят директиву.

Корабль «Прогресс М-1» опутан множеством лестниц. В нем есть грузовой отсек, есть стыковочный механизм. Это так называемый полетный вариант, то есть в космосе этот корабль окажется уже нынешней весной. На МКС он повезет 2,5 тонны полезного груза — пищу для космонавтов, воду, топливо и новую аппаратуру.

С телеоператора не сводит глаз сотрудник охраны, сопровождая нас повсюду. Снимать мы можем только то, что разрешило начальство. В советское же время попасть сюда с камерой было почти невозможно.

Юрий Яровинский в 1966–1999 году главный сварщик завода экспериментального машиностроения РКК «Энергия»: «Все мы давали подписку о неразглашении. На предприятии были чертежи секретные и несекретные. Существует определенная специфика работы с этими документами. Их надо перед уходом обязательно сдавать».

Сейчас на разработках завода грифа «секретно» нет, есть чертежи некоторых этапов сборки аппаратов с пометкой «коммерческая тайна». Где бы вы ни находились, везде портреты основателя — Сергея Королёва. Культ личности? «Да», — отвечают работники. Они не боятся этого и не скрывают. Говорят, если бы не талант и воля этого человека, то на месте завода сегодня был пустырь.

Читайте также