Телекомпания НТВ завершает цикл репортажей о командарме Александре Лизюкове.
Телекомпания НТВ завершает цикл репортажей о командарме Александре Лизюкове. Жизнь Героя Советского Союза, командующего
Надежда узнать правду появилась минувшей весной. В окрестностях села Лебяжье поисковики нашли останки, которые с высокой долей вероятности принадлежат Лизюкову.
Чтобы доказать или опровергнуть это, телекомпания НТВ начала собственное расследование. Наши корреспонденты изучили документы и свидетельства, которые могли рассказать о судьбе генерала, нашли с его дальнего родственника и убедили его предоставить ДНК для генетической экспертизы.
Теперь результаты, которых ждали несколько месяцев, получены. Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов выслушал выводы судмедэкспертов вместе с внучатым племянником Лизюкова Иваном Афанасьевым.
Раннее утро на Белорусском вокзале. Московские друзья встречают из Гомеля Ивана Афанасьева. Было бы неправдой сказать, что внучатый племянник генерала Лизюкова приехал только чтобы узнать тайну предка. Жизнь идет, визит в Москву Иван, который работает завкафедрой литературы в Гомельском университете, совмещает с командировкой.
Иван Афанасьев, внучатый племянник генерала Александра Лизюкова: «Сейчас может исполниться мечта моей бабушки, которая все послевоенные годы пыталась ответить на этот вопрос».
Один из самых авторитетных в России экспертов Павел Иванов, который исследовал и останки царской семьи, ведет гостя в лабораторию, где долгие недели шел анализ. Его заказала телекомпания НТВ.
Павел Иванов, заместитель директора по научной работе Российского центра
Здесь надо углубиться в детали самой экспертизы. Чтобы определить, являются ли два человека родственниками, надо сравнить их ДНК. Добыть эти молекулы у ныне живущих потомков несложно достаточно одной капли крови. Совсем другое дело давно умерший предок.
Его останки могли подвергаться действию огня, кислой почвы и еще сотни факторов, способных разрушить ДНК. И сделать это проще простого, потому что цепочки молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты такие же длинные, как ее название, а потому очень непрочные.
Иванов показывает, что в его лаборатории перепробовали все возможное и существующее в мире, чтобы добыть из костей ДНК:
Павел Иванов, заместитель директора по научной работе Российского центра
Вот, скажем, останки царской семьи тоже пролежали 70 лет, да и вообще есть примеры, когда даже через десятки лет можно получить приличный результат, а можно не получить после года или двух. Это больше удача».
Потомок генерала принял новость спокойно генетический анализ не дал однозначного ответа. Эксперт Иванов, у которого богатый опыт подобных дел, уверен, что если бы родство определяли в суде, личность командарма Лизюкова признали бы установленной.
Павел Иванов, заместитель директора по научной работе Российского центра
Вот эти доказательства. Первое письмо генеральского водителя, который вместе с сослуживцами копал для Лизюкова могилу именно в этом месте, за церковью в селе Лебяжье. Глава поискового отряда, нашедший кости, не видит причин сомневаться в словах солдата.
Михаил Сегодин, руководитель объединения поисковых отрядов: «Останки, найденные там, в точности совпадают с описанием в письме. В письме было описание того, что в могиле будет находиться кроме Александра Ильича еще пять человек автоматчиков, будет также находиться еще один член экипажа».
Вторая улика из области точных наук. Эксперты лаборатории в Воронеже провели компьютерное совмещение найденного черепа и многочисленных прижизненных фотографий генерала.
Александр Липецкий, начальник
Потомок командарма долго молчит он человек обстоятельный. Взвесив все, объявляет решение семьи имеющиеся доказательства достаточны, хоронить кости, обнаруженные в Воронежской области, будут как останки генерала Лизюкова.
Иван Афанасьев, внучатый племянник генерала Александра Лизюкова: «Я считаю, что у церкви в селе Лебяжьем был найден Александр Ильич Лизюков. После всего, что было, я не могу к этим останкам относиться
Эта история близка к завершению. Больше не будет домыслов, что генерал Лизюков якобы перебежал к немцам. Все было иначе. Командарм бросился на танке в бой выручать своих. Он погиб как герой. Почести, заслуженные жизнью, генерал получит с опозданием почти на 7 десятилетий.