Фильм «Право на смерть», показанный телеканалом «Скай», вызвал в обществе шок и возмущение.
Фильм «Право на смерть», показанный телеканалом «Скай» (Sky), вызвал в обществе шок и возмущение. О премьере начали говорить задолго до эфира. Власти в лице главы правительства даже призывали журналистов отменить показ. Но картину, в которой описана история неизлечимо больного Крейга Эверта, добровольно расставшегося с жизнью при помощи врачей,
Даже сторонники эвтаназии, которые одобрили саму идею программы, заставляющую задуматься над возможностью добровольного ухода из жизни неизлечимо больных людей, упрекают создателей фильма в том, что из смерти человека сделали шоу.
Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко выслушал мнения сторон.
Фильм «Право на смерть» телекомпании «Скай» рассказывает о последних минутах жизни американца Крейга Эверта и эвтаназии в Швейцарии. Британский канал буквально поминутно показал то, о чем раньше только говорили, включая самое страшное момент, когда Крейгу Эверту приносят стакан с так называемым успокоительным, помогают взять соломинку, а потом объясняют, что он должен зубами отключить систему искусственной вентиляции легких.
Врач: «Мистер Эверт, вы понимаете, что, выпив это, вы умрете?»
Крейг Эверт: «Да».
Создатели провокационного фильма говорят, что хотели вызвать в обществе дискуссию. В Великобритании эвтаназия запрещена. Должны ли тяжелобольные люди мучиться, тайно уезжать в Швейцарию, чтобы уйти из жизни, при этом подвергая родственников, которые помогают, огромному риску? Согласно британским законам, им грозит до 14 лет тюрьмы за помощь в совершении самоубийства.
Мари Эверт, супруга Крейга Эверта: «Крейгу необходимо было выбирать между смертью и мучительной смертью. И он принял решение, которое посчитал для себя правильным. Даже если он умер раньше, чем мог бы, это все равно был его осознанный выбор».
Фильм сняли 2 года назад, но показали только сейчас. Авторы не делают выводов, демонстрируя две разные жизни. Зрителю показали Крейга в молодости улыбчивого, здорового и жизнерадостного, и Крейга во время болезни, делающий страшный выбор.
Крейг Эверт: «Я умираю, этот факт невозможно отрицать. Я не верю в бессмертие души и загробную жизнь. Я отправляюсь в путь, который каждому из нас предстоит пройти».
Вместе с главным вопросом фильма «Право на смерть» появился и другой, не менее важный: имел ли канал «Скай» право на показ смерти в эфире? Телекомпанию могут оштрафовать на 250 тысяч фунтов и заставить извиниться перед зрителями. В обществе обсуждают поступок журналистов.
Гордон Браун,
Мнение некоторых врачей: такие фильмы опасны, они подталкивают людей к неверным шагам.
Питер Сондерс, доктор: «Если закон перепишут и эвтаназия будет разрешена, это будет давить на инвалидов, пожилых и просто больных людей, они захотят уйти из жизни добровольно, чтобы не обременять тех, кого они любят».
Тяжелобольные люди не согласны с такими выводами. Некоторые из них даже заранее обращаются в суд, пытаясь добиться гарантии, что после их смерти родственников не будут преследовать.
Дебби Парди: «Мир меняется, и законы должны меняться вместе с ним. Медицина научилась помогать тем, что хочет уйти из жизни. И общество, и законы должны быть к этому готовы».
Без сомнения, тему эвтаназии теперь будут обсуждать в британском обществе. Вопрос о том, имеет ли право человек сам выбрать смерть, теперь может решиться быстрее. Вдова Крейга Эверта сейчас живет в Чикаго. В Англию она не вернется, пока не изменится закон. Выход фильма она одобрила. Это было последнее желание мужа.