Как боролись с холодом в XIX веке, что такое горячие коробки и кто основал систему теплоснабжения в Петербурге. Об этом специальный репортаж НТВ.
Современная система теплоснабжения в Северной столице оставляет желать лучшего. В то время как многие старинные системы печи и радиаторы действуют до сих пор.
О том, как раньше Петербург встречал морозы, в специальном репортаже корреспондента НТВ Алексея Кобылкова.
В Академии художеств тепло. В подвале по узким коридорам между старых батарей пробираются один профессор и двое сотрудников хозяйственной части академии. Они знают, что
Это середина XIX века.
Тогда этими печами оснастили все дворцы. Потом, правда, выяснилось, что есть недостатки. При соприкосновении с горячим металлом разлагались воздушные частицы и появлялось много пыли, которая тоже уходила наверх.
Владимир Клочков, профессор: «В Михайловском дворце картины были очень сильно запылены. На них можно было писать о том, что посетители думают о картинах и об отоплении».
Это по сути тоже дворец. Только строился чуть позже. В 1896 году двоюродный брат Николая II Борис Владимирович заказывает дом в английской конторе. Все части дома везут из Англии на кораблях, а радиаторы покупают у русского немца Франца
Александр Капешинский, научный сотрудник Вавиловского института растениеводства: «Батарея немножко теплая. Топят по погоде. Они могут работать и сильнее. Некоторые заменили, а есть и такие, которые работают с тех времен».
Александр Капешинский, научный сотрудник Вавиловского института растениеводства: «Он был любвеобильный человек. Служил в гусарском полку, так что свободное время у него было».
А это просто дом на Фонтанке. Не дворец, но есть свои козыри. Именно с этого здания в 1923 начинается теплофикация Ленинграда. Обогревают целый квартал: Обуховскую больницу, казармы и Казачий переулок.
Бани в Казачьем переулке это одно из первых зданий в Петербурге, где появилось центральное отопление. Минус был только один: щели в трубах заделывали с помощью мастики на основе муки. Через несколько лет оказалось, что всю ее поели крысы, которые пробирались со стороны бань. В итоге пришлось изменять рецепт мастики и делать ее из инфузорной земли.
Создателем этого проекта был Владимир Дмитриев, профессор, выпускник ЛЭТИ и большой энтузиаст. Вячеслав Калинин его дальний родственник, но с перипетиями биографии знаком ближе всех.
Он с одинаковым удовольствием рассказывает и о том, как Дмитриев строил теплоэлектростанции в 30 городах, и о том, почему профессора не трогали коммунисты.
Вячеслав Калинин, родственник В. Дмитриева: «Когда произошла революция 1917 года,
Все получилось почти случайно. В начале XX века собирались закрыть одну из электростанций. Дмитриеву удалось убедить власти этого не делать, а на ее базе создать теплоэлектроцентраль. Так, чтобы сразу во всех домах, включая Академию художеств, было и электричество, и горячая вода, и тепло.
Ее не топили больше 50 лет. Для полноценной работы нужно, чтобы было герметизировано соседнее помещение. Но уже в середине XX века туда явно заходили.
Огонь разожгли ненадолго: убедиться, что работает. И вспомнить Чехова, у которого в «Доме с мезонином» всегда даже в тихую погоду
Читайте также
- В Петербурге отчет сенатора депутаты слушали на фоне шедевра Репина
- Входную дверь в историческом доме незаконно заменили на металлический новодел
- При прокладке водопровода в Петергофе обнаружен фундамент церкви XIX века
- Как петербуржцы сохраняют в домах и во дворах архитектуру сталинского ампира
- Жизнь общиной: активные петербуржцы пытаются возродить коммуны
- По чугунным люкам можно изучить историю Северной столицы