Секреты успеха от «Мистера Икс»

02.12.2008, 18:17

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Легендарной мелодраме Юзефа Хмельницкого исполнилось 50 лет. Арии из кинооперетты стали общепризнанными хитами.

Легендарному фильму «Мистер Икс» исполняется 50 лет. Кинокартину по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка» сняли в 1958 году.

Изначально режиссер Юзеф Хмельницкий поставил оперетту и только потом снял кино. В картине снимались несколько актеров, которые до этого играли в спектакле у режиссера.

Среди них — Марина Юрасова. Ее поцелуй с Георгом Отсом в финальной сцене фильма оказался слишком страстным. Эпизод даже пришлось переснимать после премьеры.

Об истории создания легендарной мелодрамы рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Подобного трюка со скрипкой в цирке никогда не было. Романтический номер придумали специально для исполнителя главной роли — Георга Отса. Несмотря на большое количество русских актеров, проходивших пробы, утвердили именно его.

Дело в уникальном тембре голоса и мужском обаянии эстонского певца. По рассказам очевидцев, работа Отса на площадке завораживала. Те, кто были свободны, не уходили и наблюдали за процессом. Марине Юрасовой вся съемочная группа подсказывала, как сыграть финальную сцену.

Марина Юрасова, исполнительница роли Теодоры Вердье: «Да, ты рот-то открой, что ты рот закрыла!» В общем, мы сделали этот поцелуй. Через пару дней просмотра материала, как только появился этот кадр, по залу пронесся вздох«.

Слишком страстный поцелуй пришлось переснимать. Но народная молва все равно повенчала Юрасову и Отса. На фильм зрители ходили по десять раз. До кинофильма режиссер Юзеф Хмельницкий в Театре музыкальной комедии поставил оперетту Имре Кальмана „Принцесса цирка“. Спектакль шел с аншлагами.

Переносить полностью театральную постановку на экран не стали, зато в киноверсию перекочевала часть исполнителей. Без комедийных реприз хозяйки гостиницы Гликерии Богдановой-Чесноковой представить фильм невозможно.

Циркачку Мари в театре и на экране играла Зоя Виноградова. Специально для актрисы знаменитый режиссер Исидор Анненский поставил танец на барабане. Фильм был настолько популярен, что всех актеров еще долгие годы узнавали на улице.

Зоя Виноградова, народная артистка России: Естественно по-хорошему все. Поэтому так долго живет этот фильм. И молодежь узнает. Они даже не замечают, что он черно-белый».

На черно-белую пленку снимали, в том числе, из экономии. Художникам пришлось перешивать старые платья, создавая имитацию дорогих нарядов. И, тем не менее, даже со скромным бюджетом режиссеру удалось создать атмосферу императорского цирка начала XX века.

В первоначальном либретто Имре Кальмана все действие разворачивается здесь, в цирке Чинизелли. Герои упоминают в своих диалогах Фонтанку и белые ночи. Главный герой — гвардеец Фёдор Поленский. Но снимать русскую версию либретто не стали и съемок на этой арене не было. В 50-х годах зрительный зал сильно переделали.

В советское время гвардеец царской армии не мог быть положительным героем, и действие перенесли в Париж. Но никто не запрещал показывать цирк царской эпохи. В фильме воссоздали ложи для высшего общества. На макете видно, что они находились на месте первых рядов.

Григорий Гапонов, директор цирка на Фонтанке: «Тот интерьер, который показали в фильме, соответствовал тому, что было тогда. Петербургский цирк был красивейшим цирком в Европе».

Интересно, что в театрах прижилась именно последняя версия либретто. Крылатые фразы из черно-белой мелодрамы передавались из уст в уста. А арии из оперетты стали общепризнанными хитами, которые и по сей день исполняются с неизменным успехом.

Читайте также