Удержаться на плаву

20.12.2008, 11:27

Видео программы «Сегодня»

Хозяева голландских плавучих домов несут ощутимые потери. Из-за волн финансового кризиса, которые бушуют по всей Европе, интерес туристов к этим жилищам на воде падает.

Хозяева голландских плавучих домов несут ощутимые потери. Из-за волн финансового кризиса, которые бушуют по всей Европе, интерес туристов к этим жилищам на воде падает. Удастся ли ванботам удержаться на плаву и остаться в ряду национальных символов Голландии?

Репортаж европейского корреспондента НТВ Сергея Холошевского.

Фил Дач, хозяина ванбота: «Здравствуйте, Патриция! Это вам!»

Теперь, во время финансового кризиса, хозяевам амстердамских ванботов надо быть вежливыми с клиентами. Так что цветы, особенно американкам, не помешают.

Патрисия Дел Вал, путешественница: «Мне очень интересно почувствовать каково это — жить на воде, на канале. Для меня это просто уникальный жизненный опыт».

Сейчас для хозяев плавучих амстердамских домов наступили тяжелые времена. Финансовый кризис, газ и электричество дорожают. Но самое главное — туристы. Они предпочитают селиться на окраине: там дешевле и не качает.

Две с половиной тысячи домов на воде — это уже визитная карточка Амстердама. Голландцы «спустились на воду» так давно, что уже не помнят, кто это сделал первым. Даже гид в музее лишь предполагает, как это было раньше.

Винсент Ван Лоон, гид: «Это каюта капитана и места тут не так уж и много. Наверное, он был маленького роста. По вечерам капитан садился в кресло и курил трубку — каждый день, естественно разную».

Давным-давно, когда по реке Амстел ходили еще пароходы, голландцы решили: нечего пропадать баржам. А после Второй мировой войны, когда Европа была разрушена, именно многочисленные баржи стали приютом для тысяч голландских семей.

В те времена даже появились рекламные фильмы о преимуществах жизни на воде. Сервис на высшем уровне, доставка свежего хлеба и молока к порогу, то есть к борту.

Спустя 50 лет жизнь в амстердамском ванботе стала еще более комфортной. Это уже не просто консервная банка, а полноценный дом, с адресом и почтовым ящиком, стоимость которого, порой, даже не десятки, а сотни тысяч евро.

Мишель Хоетте: «Этот корабль мой брат построил собственными руками. Эту часть он сдает для туристов. Можно даже через Интернет заказать. Номер стоит 135 евро… Не так дорого».

В гостевой зоне — стерильная чистота и даже русские книги на полке. Теперь уже такие баржи не строят. Мишель говорит, что власти запретили. В центре все должно быть старым. Кстати, на вопрос о том куда деваются, так сказать, продукты жизнедеятельности, был получен простой ответ.

Мишель Хоетте: «Да все в канал. Я плачу за стоянку, за свет, за очистку канала… Набегает не меньше, чем у тех, кто на суше живет».

Экономия в том, что не надо покупать землю, а если надоест стоянка в центре шумного города, можно выбрать тихий причал. Лебеди за окном, как домашние птицы, — в качестве бонуса.

Секрет хорошего русского языка Мишель открыл нам, когда признался, что 14 лет назад приехал во Владивосток и попал вместе с геологами в тайгу. С тех пор он может пить водку, а жизнь посвятил защите амурских тигров и леопардов, что, в общем, не типично для живущих на воде голландцев.