История авиации в подмосковном Монино

28.11.2008, 13:09

Видео программы «Сегодня»

Исполняется ровно полвека со дня создания музея ВВС России.

Сегодня исполняется ровно полвека со дня создания музея ВВС России. В подмосковном Монино можно увидеть почти все самолеты и вертолеты, которые создавали сначала советские, а затем и российские конструкторские бюро.

Корреспондент НТВ Николай Захаров прогулялся между рядами истребителей и выслушал короткую лекцию об истории отечественной авиации.

Застывшую и заснеженную эволюцию отечественного авиастроения замерзшие участники экскурсии фотографируютцелый час. Хоть и мороз, но уходить никто не торопиться.

Это сейчас музей только напоминает аэродром. Раньше здесь, собственно, и был военный аэродром — один из первых в СССР. Но после Великой Отечественной, когда появились первые сверхзвуковые истребители, имеющаяся взлетная полоса стала для них короткой, удлинять ее не стали.

И командование ВВС приняло решение — устроить здесь экспозицию. Это, скорее, не выставка достижений, а такая иллюстрированная история отечественной авиации. Если потом самолеты когда-то сюда садились, то только для того, чтобы стать экспонатами музея.

Бывший военный летчик Алексей Солдаткин теперь водит экскурсии в ангар, где стоят раритеты. Вот русский лайнер конструктора Сикорского «Илья Муромец» 1913 года постройки. Рядом французский — примерно того же времени и первый пассажирский самолет Туполева с цельнометаллическим корпусом. А напротив легендарный ПО-2 — летающая этажерка.

Алексей Солдаткин, экскурсовод: «Там летчик сидит, кричит: „От винта“. Повернули, включают зажигание — мотор запустился».

Именно этот самолет в своем фильме «В бой идут одни старики» снимал Леонид Быков. Говорят, ценный экспонат режиссеру для съемок тайком одолжил начальник музея в нарушение всех инструкций, что для военных само по себе нонсенс.

Алексей Солдаткин, экскурсовод: «Каждая звездочка — это сбитый фашистский самолет. Всего 62 самолета».

Это уже про истребитель Ивана Кожедуба. Экскурсовод Алексей Солдаткин говорит, здесь вообще каждый самолет — это отдельная история и обязательно подвиг. Ил-2, например, в 42-м сбили под Новгородом. Пилот посадил машину в болото, только поэтому выжил. А в 77-м поисковики нашли самолет и передали музею.

Алексей Солдаткин, экскурсовод: «Интересуются авиацией. После посещения музея, особенно молодежь, очень многие посвящают свою жизнь авиации — идут в летное училище и летают».

Почти все, что когда-либо летало или летает в небо над страной, выставлено ровными рядами на площади почти в 20 гектаров. Здесь машина КБ «Сухой», немного в стороне — Яковлева, чуть дальше Туполева, Микояна и Миля.

Александр Гончаров, начальник музей Военно-воздушных сил: «Все самолеты — подлинники. И если провести реставрационные работы, то где-то процентов 90 можно довести до летного состояния».

За 50 лет здесь собрали почти две сотни самолетов. В начале следующего года эта экспозиция «крыльев» России должна пополниться бомбардировщиком Ту-160 и истребителем Су-27. Места для новых экспонатов уже приготовили.

Читайте также