Советским самолетам подрезали крылья

27.11.2008, 20:35

Видео программы «Сегодня»

Авиакомпания «Сибирь» объявила о, возможно, самом радикальном решении, которые только принимались за последние годы на российском авиарынке.

Одна из крупнейших российских авиакомпаний «Сибирь», летающая под маркой S7, объявила о, возможно, самом радикальном решении, которые только принимались за последние годы на российском авиарынке.

Она разом и полностью отказалась от самолетов отечественного производства, отправив на стоянку чуть ли не половину своего флота — 28 Ту-154 и шесть Ил-86. Экипажи, летавшие на них, уволены.

С чем это связано и последуют ли примеру Сибири другие перевозчики, выяснил корреспондент НТВ Владимир Кобяков.

На рейсах «Сибири» теперь нет советских самолетов. Суда отправлены на стоянки, а 150 экипажей уволены.

Егор Шевченко, командир экипажа Ту-154: «Встал на учет на бирже труда».

Егор Шевченко — один из 600 летчиков авиакомпании, летавших на Ту-154. Каждый из них получил письмо об увольнении и компенсацию 23 тысячи долларов. Осваивать английский и переучиваться для полетов на «Боингах» (Boeing) и «Эйрбасах» (Airbus) предложили только тем, кто помоложе.

Егор Шевченко, командир экипажа Ту-154: «Переквалифицируюсь. Руководителем полетов пойду, на пасеку».

В авиакомпании отказ от советских самолетов объясняют просто: для «тушек» топлива необходимо больше, чем для иностранных лайнеров. А цены на керосин выросли, и каждый рейс стал приносить только убытки.

Например, на полет Москва — Сочи у отечественного самолета уйдет 11 тонн керосина, а у «Боинга» или «Эйрбаса» — почти в два раза меньше. И еще одно преимущество «Боинга»: в экипаже — два человека, в российском Ту-154 — четверо. Куда денут советские самолеты, пока вопрос.

Владислав Филёв, генеральный директор ОАО авиакомпании «Сибирь»: «Если государство не разрешит нам продать имущество, то оно будет просто стоять и ржаветь. В музей? Знаете, 28 „тушек“ — это сильно для музея».

Авиакомпания «Сибирь» планировала отказаться от советских самолетов к 2012 году, но произошло гораздо раньше, в кризис. Сейчас у компании долг — 2 миллиарда рублей, и эту сумму в последние месяцы постоянно увеличивали полеты «тушек» и «илов».

Главный конкурент «Сибири» — «Аэрофлот» подтвердил: отказываться от всех советских самолетов в срочном порядке не будет, замена должна завершиться года через два.

Дмитрий Сенаторов, начальник отдела Управления парка воздушных судов ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии»: «Мы приступаем к активному выводу самолетов российского производства типа Ту-154 и Ил-98 , причем начиная с четвертого квартала этого года. Так что, я думаю, примерно к концу 2009 — к середине 2010 года данных самолетов в парке „Аэрофлота“ не останется».

За советскими авиалайнерами, которым ресурс позволяет летать еще года четыре, придет очередь и самолетов поменьше, считают аналитики. Десятки региональных перевозчиков сейчас используют Ан-24 и Як-40.

Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»: «Их ресурс, который отведен конструкторами, будет исчерпан для большинства машин уже буквально в этом или в следующем году. К 2010 году количество машин, которые смогут продолжать выполнять полет, будет исчисляться не тысячами, не сотнями, а буквально единицами».

На смену Ту-134 должен прийти новый российский самолет «Суперджет-100», но первый его пассажирский рейс запланирован только на конец 2009 года. Еще один российский лайнер Ту-204 отечественные авиакомпании уже закупают, но новые самолеты приходят с большим опозданием и вызывают нарекания.

«Сибирь» — первая крупная авиакомпания, которая полностью отказалась от советских самолетов. Однако в музеи такие суда сдавать еще рано. Эксперты не исключают: отправленные на стоянку лайнеры могут и вернуться на рейсы. Но только в одном случае — если резко упадут цены на топливо.

Читайте также