«Русские торги» на фоне кризиса

27.11.2008, 12:48

Видео программы «Сегодня»

В Лондоне завершились «Русские торги». Дом «Кристис» результатами доволен, а в «Сотбис» настроены более пессимистично.

В Лондоне завершились Русские торги. В разгар глобального кризиса мало кто думает об искусстве. Однако Дом «Кристис» результатами доволен, а в «Сотбис» настроены более пессимистично.

Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко прислушался к стуку аукционного молотка.

Во всех аукционных домах — таблички на русском языке: в «Сотбис» (Sotheby’s) — «регистрация», в «Макдугалс» (MacDougall’s) — «бухгалтерия», а в «Кристис» (Christie’s) — «русское искусство». Опытные аукционисты даже начинают торги с домашней заготовки.

Марк Полтимор, аукционист: «Доброе утро. Добрый вечер. Жаль, что я не знаю больше».

Лорд Портимор знает, в какое время приходится работать. Финансовый кризис застегнул кошельки многих коллекционеров. Обычно ноябрьские «Русские торги» — время рекордных цен. Но в этом году интерес даже к лучшим работам можно назвать скромным. Например, картину Айвазовского «Вид на Константинополь и Босфор» оценили в 2 миллиона 500 тысяч фунтов. Это минимум, за который ее готовы были продать. Но торга практически не было.

Ведущий торгов: «Два миллиона четыреста тысяч фунтов. Не продано».

Звучит как приговор. Но многие лоты, кажется, были обречены на «не продано».

Джоанна Викери, директор отдела русского искусства аукционного дома «Сотбис»: «Были клиенты, которые отказались. Сказали: извините, мы просто сейчас не хотим думать про искусство, у нас более актуальные дела».

Итоги дневных и вечерних «Русских торгов» «Сотбис» — почти 38 миллионов долларов — меньше, чем обычно. Из 657 лотов купили только 387, то есть чуть больше половины. У основного конкурента, «Кристис», примерно такие же успехи: работы покупают, но многие по так называемой резервной цене — это когда аукционный дом заранее договаривается с владельцем лота о сумме, за которую он готов продать шедевр. В каталоге обычно стоит другая — повнушительней.

Алексей Тизенгаузен, директор отдела русского искусства аукционного дома «Кристис»: «Мы успели до аукциона предупредить наших клиентов о том, что рынок будет трудным. Соответственно, и средств нужно меньше. Да, это правда. А зачем это скрывать?»

В «Кристис» торги называют неплохими, а про русский рынок искусства говорят, как о человеке, который мужественно переносит трудности — он держится. Вроде бы все как обычно. В зале аншлаг плюс еще невидимые клиенты по телефону, но нет борьбы за лоты. Порой складывается впечатление, что аукционист разговаривает сам с собой.

Если в «Кристис» и «Сотбис» еще можно было увидеть всплеск интереса, то есть настоящий торг, то вечерние русские продажи в небольшом аукционном доме «Макдугалс» проходили почти монотонно. Аукционист нередко торговался сам с собой, поднимал цену вместо покупателей, но так и не пробудил интерес. Например, без внимания осталась работа Клодта — ее оценили в 800 тысяч фунтов.

Другой интересный лот продали почти в два раза дешевле, чем собирались. Эротические иллюстрации Сомова — «Книги Маркизы» купили за миллион фунтов. Самые невинные рисунки художника. За эти работы Сомова прозвали Садомов. Именно они и картина Левитана «Иллюминация Кремля» спасли «Макдугалс» от провала.

Уильям Макдугалл, директор аукционного дома: «Но ведь были люди, которые предрекали гораздо худшие результаты. Говорили же, что вообще ничего не купят. Но рынок все еще жив».

Скорее жив, чем мертв — так еще говорят о рынке. Ноябрьские «Русские торги» не принесли сюрпризов, но и не провалились.

Читайте также