Солженицын редко улыбался

26.11.2008, 13:06

Видео программы «Сегодня»

В столичном Манеже представили фотографии из личного архива Александра Солженицына, но почти на всех из них у него очень строгий вид.

В столичном Манеже представили фотографии из личного архива Александра Солженицына, но почти на всех из них у него очень строгий вид. Выставка приурочена к 90-летнему юбилею писателя. Представлено всего 250 снимков: страницы из семейных альбомов, репортажные очерки.

Репортаж корреспондента НТВ Ильи Бухтуева.

Идея сделать эту выставку появилась, когда Александр Солженицын был еще жив. Он высказался одобрительно и даже пообещал, что приедет на открытие.

Юрий Феклистов сделал последние прижизненные фотографии писателя в Троице-Лыково на даче. Была лишь одна просьба от супруги — левая рука у Александра Исаевича отнялась, пусть уж это будет незаметно на снимках.

А впервые в объектив его камеры Солженицын попал в мае 94-го во Владивостоке. Снимать возвращение писателя на родину съехались десятки фотографов.

Юрий Феклистов, фотограф: «Я его попросил пройтись где-то для кадра, чтобы красиво было, а он позировать отказался, попросил, чтоб я его по ходу снимал».

На фотографиях Солженицын улыбается редко. Всего на выставке 250 снимков, а веселое лицо — только на трех. Даже на тех, что сделаны в детстве. На фотографиях, где ему 7 лет, у него все равно задумчивый вид. На большинстве работ надпись: «Из семейного архива». В этом — главная ценность выставки.

Почти все фотографии выставляются на всеобщее обозрение впервые. У экспозиции, посвященной Александру Солженицыну, есть некое обрамление — фотографии, посвященные эпохе, в которой жил писатель с 1918 по 2008.

«Надеюсь, Рива, что не забудешь. Саня». Фото с этой надписью он подарил однокласснице в 1936 году, не догадываясь, что судьба ему готовит войну, ГУЛАГ, рак, вынужденное бегство из страны.

Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии: «Его лицо оказывается зеркалом этой истории. Здесь не только фотографии времени, которые показывают, на фоне чего происходило его творчество. Здесь через всю выставку проходит образ, его портреты. Это лицо меняется. Меняется не только с возрастом, оно меняется по выражению, оно просветляется».

Он и сам фотографировал себя, свои рукописи. Это была единственная возможность спасти героев будущих рассказов. Но, пожалуй, больше всего здесь семейных фотографий. Часть так и поместили альбомными листами под стекло.

Виктор Ахломов, фотограф: «Он относился к фотографам без гнева и пристрастия, поэтому снимать его было одно удовольствие. От него даже исходил какой-то свет, так что настроение улучшалось всегда».

Фотовыставка первая в череде событий, посвященных 90-летию со дня рождения писателя. Еще будут научные конференции, а в новом году издание самого полного собрания сочинений 30 томов, куда войдут еще неопубликованные в России произведения.

Читайте также