С юбилеем, дорогой наш человек!

20.11.2008, 20:09

Видео программы «Сегодня»

Алексей Баталов, который для миллионов зрителей стал своего рода нравственным символом, отмечает свой юбилей.

Сегодня 80 лет исполнилось Алексею Баталову. Актер просит не называть его «пошлым словом секс-символ». Для советского кино он был скорее нравственным символом: воплощением «человека из народа» с природным благородством, обаянием и интеллигентностью — героем, на которого хотели быть похожи мужчины и которого мечтали однажды в электричке встретить женщины.

Такими были все его персонажи, вне зависимости от профессии — Саша из «Дела Румянцева», Борис из «Летят журавли», Владимир из «Дорогой мой человек», Гоша из «Москва слезам не верит»… В современном кино Баталов не снимается, предпочитая передавать свой опыт студентам ВГИКа. Не любитель пышных торжеств, на свой юбилей актер уехал за границу, но перед этим согласился рассказать о времени и о себе.

Алексей Баталов, народный артист СССР: «У мамы и папы не было жилья. И жил и родился я в закрытом дворе Московского художественного театра. Поэтому мои первые впечатления — кулисы, костюмы, которые проветриваются, декорации, которые стоят и задние ворота сцены Московского художественного театра. Вот буквально так. И все родственники — актеры этого театра.

Сейчас я бы встал на колени и благодарил моих старших: маму, отца Виктора Ефимовича Ардова и всех их друзей, тот дом… Благодарил бы за то, что они мне подарили: это представление о том, что на самом деле стоит твоей жизни, а что — нет; это отношение ко всему, что тебя окружает. Это самое главное.

Время дает возможность по-настоящему понять, кому и чем я обязан. Сейчас я абсолютно это понимаю именно благодаря времени, благодаря опыту прошлому я знаю, сколь много сделано для меня другими — и теми, кто меня окружал, и теми, с кем я работал, и теми, кто у меня снимался.

Я бы многое переделал в том, что я делал. И чем дальше, тем мне это понятнее. Но это, наверное, всегда так. А самое главное, конечно, это сожаление, что не сделано многое из того, что было абсолютно готово, на что потрачены годы. Не просто так, а буквально. Просто это не разрешалось — и все.

По мере того, что удавалось или что проваливалось, я как-то продолжал карабкаться, по возможности все-таки в сторону того, что я люблю и на что мне не жалко потратить силы, жизнь, знания — все, что у меня есть.

Да и сейчас есть еще многое, чего надо бы успеть сделать и чего хотелось бы увидеть своими глазами. А что больше? Ведь ты на что-то ты надеешься, к чему-то стремишься. И, конечно, исполнение и даже приближение к этому и то несет радость».

Читайте также