Захватчики бьют рекорды

19.11.2008, 10:37

Видео программы «Сегодня»

По последним данным, в плену пиратов находятся примерно две сотни моряков со всей планеты, в их числе и россияне.

Сегодня стало известно о захвате сразу трех судов у побережья Сомали: иранского сухогруза, таиландского траулера и греческого балкера. В заложниках у пиратов оказались, в общей сложности более 60 человек. По последним данным, в плену бандитов находятся примерно две сотни моряков со всей планеты, в их числе и россияне.

Среди заложников и 25 членов экипажа супертанкера «Сириус Стар», ставшего самой крупной добычей пиратов за всю историю морских разбоев. Ситуация вокруг этого судна остается в центре внимания мировой прессы. Захват стал знаковым: пираты показали, на что способны, установив рекордную планку. А перевозчики начали один за другим отказываться от пути через Суэцкий канал.

Сможет ли кто-нибудь разрубить морской узел, завязанный руками сомалийских пиратов, пыталась разобраться Анна Шматова. Репортаж НТВ.

Вслед за нефтяным супертанкером «Сириус Стар» в руки сомалийских пиратов попала новая крупная добыча — иранский сухогруз с 36 тысячами тонн пшеницы на борту. Международная тактическая группировка военных кораблей, которая патрулирует морские пути у восточного побережья Африки, снова оказалось бессильна и не смогла помешать бандитам. «Сириус Стар» пираты отогнали в сомалийский порт Харардере.

Представители ВМС США и НАТО заявили, что не намерены проводить силовую операцию. Переговоры по освобождению моряков и танкера будет вести государственная саудовская нефтяная компания «Арамко», подразделение которой владеет судном. Телеканал Би-би-си со ссылкой на сомалийские источники сообщил о том, что пираты требуют 250 миллионов долларов выкупа. В то же время судовладельцы заявляют, что никаких условий угонщики «Сириус Стар» не выдвигали.

Дерзкая атака пиратов вновь привлекла внимание всего мира к происходящему в Сомали. Ситуацию в регионе обсуждают дипломаты в Совете безопасности ООН. И сегодня этот вопрос будет поднят на заседании министров обороны НАТО в Брюсселе.

Североатлантический альянс планирует поддержать операцию Евросоюза под кодовым наименованием «Атланта» — речь идет об отправке к побережью Сомали 8–10 боевых кораблей, призванных защитить суда под флагами европейских стран, а также зафрахтованные ООН.

По мнению независимых экспертов, обезопасить международные морские пути исключительно военными средствами — невыполнимая задача.

Джим Уилсон, эксперт по морским перевозкам: «Зона ответственности международной коалиции в Красном море, Аденском заливе и части Аравийского моря — это пространство площадью два миллиона квадратных миль. Военные корабли, разумеется, не могут поспеть всюду, и потому пираты зачастую могут действовать без помех».

В Сомали сейчас фактически царит беззаконие. Переходное правительство контролирует несколько городов. А большая часть страны поделена между самопровозглашенными республиками, а то и вовсе криминальными кланами. То или иное отношение к пиратскому бизнесу имеют жители едва ли не всего побережья.

Джим Уилсон, эксперт по морским перевозкам: «Проблему пиратства нельзя устранить на море. Решать ее нужно на суше — политическим путем. Без мира в Сомали воды у берегов этой страны всегда будут неспокойными».

Внутри Сомали несколько операций против пиратов пытались проводить власти непризнанной республики Пунтлэнд. Сегодня ее представитель пообещал принять меры к освобождению супертанкера «Сириус стар» и заявил, что мировому сообществу нужно подумать о новой схеме защиты морских торговых путей.

Абдул-Кадир Юсуф, министр портов и рыболовства самопровозглашенной республики Пунтлэнд: «Мы очень встревожены ситуацией в Аденском заливе и в Индийском океане в целом. По нашему мнению, пробема не в пиратах, а в том, что международные ВМС не справляются со своей задачей. Мы считаем, что судоходным компаниям лучше привлекать для охраны частные агентства, и мы готовы сотрудничать с этими агентствами, и на море, и на суше».

Между тем несколько морских перевозчиков уже отказались направлять свой транспорт через Суэцкий канал — суда пустят в обход Африканского континента, мимо мыса Доброй Надежды. Именно этим путем пойдут свыше 90 норвежских нефтяных танкеров. По мнению экспертов, дополнительные издержки приведут не только к подорожанию грузоперевозок, но и к росту цен на нефть и других товаров.

Читайте также