Большой готовит сюрпризы

15.11.2008, 12:13

Видео программы «Сегодня»

В Большом театре — две премьеры. Свою работы представят на суд зрителей сразу два художественных руководителя балетной труппы — бывший и будущий.

Сегодня вечером в Большом сразу две премьеры. Одна из них — это своеобразный прощальный поклон Алексея Ратманского. Уже в январе он покинет пост художественного руководителя балетной труппы и перед уходом представляет свои импровизации на оперу «Русские сезоны». А вот Юрий Бурлака (он должен сменить Ратманского) наоборот знакомится с театром и готовит для зрителей сюрприз — балет «Пахита».

Дарья Теричева побывала на репетиции и выяснила, что смена власти в Большом проходит мирно. Репортаж НТВ.

За сценой Большого — бывший и будущий хореографы сцен друг другу не устраивают. Они дружат с 10 лет, и теперь не поссорились. Наоборот — решили одновременно показать свои премьеры. Алексей Ратманский на прощание дарит театру современный балет.

Однажды он купил компакт-диск с оперой Леонида Десятникова «Русские сезоны» и решил: под такую музыку хорошо бы танцевать. Композитор согласился, и вроде получилось отлично, если бы не пауза для аплодисментов.

Леонид Десятников, композитор, автор оперы «Русские сезоны»: «Считается, что в балете это шикарно, если публика аплодирует, как на спортивных соревнованиях. Но это немножко разрушает целостность восприятия вещи».

«Русские сезоны» это не про Дягилева. Это про новую национальную идентичность. Что хотел этим сказать хореограф, первыми пытались понять американцы в 2006 году. Ратманский устроил премьеру сперва в Нью-Йорке, а теперь в Москве. Про Ратманского говорят: демократичен. И не только в одежде. За пять лет работы в Большом он смело экспериментировал и не боялся обидеть звезд.

Алексей Ратманский, художественный руководитель балетной труппы Государственного академического Большого театра: «Я давал больше шансов молодым артистам, которые недавно пришли в театр и которые еще находятся на нижней ступени иерархии».

Юрий Бурлака и в одежде предпочитает классику, и в балете. Его премьера родом из XIX века. Тогда главным был женский танец. «Пахита» — это парад балерин. На сцене сплошь примы да солистки.

Испанка Пахита родилась в семье аристократа. В детстве ее похитили цыгане. Бурлака восстанавливал балет по архивным записям, но из трех частей сохранился только счастливый конец — возвращение к родителям и свадьба.

Юрий Бурлака, заслуженный артист России, балетмейстер: «Несмотря на мое пристрастие, может быть, к старине, я не собираюсь театр заполонить исключительно старинными балетами».

За кулисами Большого поговаривают: Юрий Бурлака — хореограф жесткий и бескомпромиссный. Якобы из-за этого он уже поссорился с одной примой. Звезда изменила какой-то элемент в танце, и он выгнал ее с репетиции. Для посторонних о будущем худруке только вежливые фразы, хотя время перемен дается артистам тяжело. Физически.

Екатерина Крысанова, солистка балета Государственного академического Большого театра России: «Большой текущий репертуар в театре, много спектаклей. Только что вернулись из поездки. Какие-то свои репетиции, и при этом утром и вечером — „Пахита“, „Русские сезоны“».

Зато зрителю хорошо: две премьеры в один день — уникальная возможность увидеть две эпохи театра. Ратманский без дела не останется. Ему уже поступило предложение от американцев, а Бурлака приступит к работе в Большом с нового года.

Читайте также