Всевидящий глаз городской подземки

14.11.2008, 14:50

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В метрополитене открылся новый Ситуационный центр, где отслеживается все, что происходит на станциях и в переходах.

15 ноября петербургский метрополитен отмечает день рождения. Ему исполняется 53 года. К празднику сотрудники метро сами организовали себе подарок.

Официально открывается ситуационный центр, куда стекается вся информация о происходящем под землей. Он работает уже несколько месяцев. Оттуда можно контролировать движение поездов и даже найти преступника.

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Кобылкова.

Если исходит от того, что Петербург строили на болоте, становится не совсем понятно, где в таком случае строили петербургский метрополитен. Пожалуй, это самое показательное место в городе. Станция «Спортивная» находится всего в 200 метрах от Невы. Это единственная станция, которую на время наводнений, закрывают.

Закрывают, правда, не саму станцию, а только переход. Решение об этом принимают в ситуационном центре. Все, что касается воздуха и воды в метрополитене, зависит от этих людей. На компьютерах — планы вентиляционных шахт. Хотя, кажется, тут любую информацию стараются не афишировать.

Лет 20 назад отключилось сразу несколько шахт. Были машинисты, которые начали задыхаться, обращались за помощью медиков. Сейчас обходится без эксцессов. В тоннелях регулярно берут пробы воздуха. А сводки Гидромета знают, похоже, лучше, чем сами синоптики.

Наташа Ходько, старший диспетчер: «Сегодня уровень воды поднимался до 132 сантиметров. На данный момент он составляет 40. К вечеру обещают 80, но для метрополитена это ничто. Мы начинаем выполнять мероприятия только после 190 сантиметров».

Метрополитен любят за то, что здесь нет пробок. А пробок нет, потому что населению не выдают кредиты на поезда, а машинисты держат дистанцию между поездами. Хотя постоянно находятся в темноте. Впрочем, сверху видно еще лучше.

Сверху движение поездов выглядит, как нотная грамота. На трех плазменных панелях красненькие черточки — это поезда, зелененькие точки — светофоры. Задача диспетчеров, как минимум, не запутаться.

Они, правда, говорят, что сейчас все идет по графику и сложностей нет. На вопрос, нельзя ли увеличить количество красных черточек в связи с закрытием «Горьковской», отвечают отрицательно.

Ольга Бородина, главный диспетчер службы движения: «График уже больше изменить на второй линии невозможно. Там самая большая парность. За час проходит 34 пары поездов».

Демонстрация глобализации на уровне метрополитена. Сегодня абсолютно не важно, где вы встречаетесь с друзьями: на выходе с «Сенной площади» или на переходе станции «Технологический институт». В любое время суток вы можете быть уверены: Большой брат смотрит за вами прямо из Ситуационного центра.

Большой брат — это старший инспектор Ситуационного центра Игорь Иванов. Правда, сам он себя всевидящим не считает, потому что уследить за тысячей камер на 60 станциях метрополитена все равно невозможно. Не в силах что-либо сделать даже главный инженер.

Тем не менее, видеоархив преступлений здесь уже собран внушительный. Драка в переходе на «Сенной площади». Один молодой человек бьет другого ножом, но на этом все не заканчивается. А на других кадрах два человека несутся к эскалаторам. В руке одного пистолет, из которого они только что стреляли.

Игорь Иванов, старший инспектор Ситуационного центра: «Один-единственный раз я в реальном времени видел падение пассажира, то есть суицид. Увидел случайно, потому что объем информации большой».

Инспекторы говорят, что уже привыкли. Но по-прежнему удивляются, видя, как у кого-то что-то воруют, а заявлений в милицию нет. В этом случае ничего уже не поделать. Потому что найти пассажира в метро значительно сложнее, чем преступника. И для многих такое количество людей — это, наверное, единственный минус петербургской подземки.

Читайте также