Опасные секреты «холодной войны»

11.11.2008, 19:46

Видео программы «Сегодня»

В 1968 году американский бомбардировщик сбросил груз у берегов Гренландии. Три из четырех атомных бомб были найдены и утилизированы, но последнюю так и не удалось найти. О том, что мир заминирован, стало известно только сейчас, когда Би-би-си обнародовала итоги своего специального расследования.

Сегодня телекомпания Би-би-си преподнесла миру бомбу. Причем в буквальном смысле: не журналистскую, а ядерную, причем уже 40 лет лежащую на океанском дне у побережья Гренландии. Туда в 1968 году рухнул американский бомбардировщик Б-52, на борту которого были четыре атомные бомбы, стоявшие на боевом взводе.

Три из них американцы достали и утилизировали. Четвертую — серийный номер 78252 — найти, по утверждению Би-би-си, не удалось. Всю эту историю наглухо засекретили. И о том, что он заминирован, мир узнал только сейчас, когда телекомпания обнародовала итоги своего специального расследования.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов тщательно изучил их.

В дни, когда мир с минуты на минуту ждал сообщения о начале ядерного конфликта, американский бомбардировщик сбросил водородные бомбы на стратегическую базу ВВС США в Гренландии. Что происходит, тогда не понимали ни на самой базе, ни в Америке — подробности всей истории стали доступны только сейчас.

В январе 1968 года самолет Б-52 с четырьмя водородными бомбами совершал регулярный облет. Он загорелся в воздухе, а экипаж попытался совершить посадку на базе Туле в Гренландии. Десятилетия спустя канал Би-би-си (BBC) нашел пилотов Джона Хога и Джо Дамарио, которые были в том самолете.

Джон Хог, пилот: «Пожар вспыхнул на нижней палубе, вот здесь. А мы находились где-то здесь».

Джо Дамарио, пилот: «Когда произошло ЧП, наша миссия продолжалась уже 6 часов».

Джон Хог, пилот: «Нам пришлось сбавить обороты и, экономя горючее, лететь на большой высоте. Потом огонь охватил кабину. Мы уже не могли управлять самолетом».

Джо Дамарио, пилот: «Я успел сообщить по радио о случившемся. Времени дотянуть до Туле практически не оставалось. Было решено катапультироваться».

Джон Хог, пилот: «Впервые в жизни я подал сигнал СОС».

Джо Дамарио, пилот: «Свет погас. Я выглянул в окно — видно ничего не было, но я подумал, что мы уже где-то над Туле. В этот момент услышал такие звуки — бах, бах, бах. Это сработали катапульты».

Самолет взорвался на льду недалеко от берега; сдетонировали взрыватели к ядерным бомбам. Но поскольку оружие не было снаряжено, сам ядерный боезапас не взорвался. Тонны радиоактивного мусора разбросало вокруг.

Впервые Би-би-си удалось раздобыть секретные кадры операции по уборке. На них виден масштаб бедствия — метровый слой льда загружают в огромные контейнеры и вывозят. Всего в Америку отсюда увезли 2,5 миллиона кубометров льда. Служащие базы позже говорили, что убирать ядерный мусор приходилось почти голыми руками.

«Мне сказали, что это не опасно. И потом во время работ никому не становилось плохо. Мы толком не знали, с чем имеем дело — молодые, бесшабашные ребята, делали свою работу», — вспоминает мужчина.

«Мне не выдали никаких средств защиты — работал в обычной форме. Была особая бригада летного состава — все в защитных комплектах. Они забирались прямо на эти огромные контейнеры. А я был там, внизу, практически каждый день — открытый для радиации», — рассказывает другой ликвидатор.

Американские военные признали катастрофу самолета, но утверждали, что все 4 водородные бомбы «уничтожены». Но вот главное открытие: из документов, попавших в руки Би-би-си, следует, что военные нашли следы не четырех бомб, а трех.

Четвертая, судя по следам, прожгла толстый слой льда и ушла под воду. На поиски бросили подлодку Стар-3. За два года до этого она нашла другую ядерную бомбу, которую американцы по ошибке уронили у берегов Испании.

«Тот факт, что операция предусматривает поиск утраченного оружия, должен быть закрыт для иностранных держав», — говорится в рассекреченных документах. Мир так и не узнал, что на дне ничего найти не удалось: помешали льды. Поиски были прекращены.

Таким образом, находка, вероятно, ждет открытия до сих пор. Более или менее известно, где эту бомбу искать. Понятно, что самолет потерпел крушение в 10 километрах к западу от базы Туле и, вероятно, бомба до сих пор находится там.

Насколько это актуально, можно судить по тому, что американцы, когда искали эту бомбу, больше всего беспокоились не о ядерном материале, а о том, что в руки врага попадет именно технология, дизайн боеголовки, а также ее состав.

Какую опасность представляет этот забытый ядерный боеприпас? Могут ли его найти и использовать террористы?

Александр Гольц, военный обозреватель: «Жизненный цикл у разных боеприпасов разный, но примерно от 10 до 20 лет. Причем их регулярно надо особым образом проверять, заменять определенные части боеприпаса — это сложный процесс. Эта бомба находилась в агрессивной среде 40 лет».

40 лет назад Пентагон посчитал, что если уж американцы не нашли бомбу, то ее не найдет никто. Бомбу оставили лежать на дне в расчете, что радиацию поглотит мировой океан. В американском военном ведомстве пока никак не прокомментировали расследование британских журналистов.

Читайте также