От птички-невелички до сверхзвукового лайнера

10.11.2008, 12:04

Видео программы «Сегодня»

В России отмечают день рождения одного из самых известных авиаконструкторов планеты — Андрея Туполева. Ему исполнилось бы 120 лет.

В России отмечают день рождения одного из самых известных авиаконструкторов планеты — Андрея Туполева. Сегодня ему исполнилось бы 120 лет.

Он был одним из тех, кто стоял у истоков советской военной и гражданской авиации. За полвека из бюро Туполева вышли десятки машин, многие из которых в свое время стали мировой сенсацией. Историю легендарных самолетов и биографию их создателя изучил корреспондент НТВ Илья Бухтуев.

Это то, с чего все начиналось — первый самолет, одноместный спортивный, всего 35 лошадиных сил. Сам Андрей Туполев называл его «птичка-невеличка».

Макетный цех, где создают точные копии самолетов в дереве и пластике, был самым любимым у Туполева в конструкторском бюро. Он работал неистово, по 10–12 часов в сутки, но признавался: «Самые лучшие идеи мне приходят в голову на природе, когда я собираю грибы».

До сих пор в бюро существует культ личности. Повсюду фотографии Андрея Туполева, бюсты. В музее создана точная копия кабинета Андрея Туполева. Здесь все так же аскетично, как при жизни генерального конструктора. Ничего лишнего. Лампа, радиоприемник, правительственная связь. Пожалуй, единственное, что выделяется в этом кабинете, — это огромный глобус и печатная машинка, которую он купил еще в 30-х годах в США.

Есть и папка с приказами, которые лично подписывал Андрей Туполев. К примеру, 61-й год: «Прошу вашего разрешения о выдаче препарата „Ротер“, он необходим для прохождения полного курса лечения язвенной болезни ведущему работнику АКБ Кочергину». Эта трогательная забота о коллегах была не показной. Ему действительно удалось собрать крепкую команду и вместе они прошли через многое.

Владимир Вуль, ведущий эксперт ОКБ «Туполев», зять Андрея Туполева: «При Сталине его репрессировали за контрреволюционную деятельность по фантастическому и дурацкому, конечно, обвинению в шпионаже и вредительстве».

В самом деле — трудно назвать вредительством создание одного из лучших фронтовых бомбардировщиков Ту-2, не говоря уже о разработках в послевоенные годы. Первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104, сверхзвуковой Ту-144.

Владимир Ригмант, директор музея ОАО «Туполев»: «Наше КБ создало за все эти годы три сотни проектов. Это очень много. Где-то порядка 90 было реализовано в металле, из них 40 пошло в серийное производство. Кстати, если взять любую фирму, таких процентов нигде нет».

Его детище переживает не лучшие времена. А если представить: Андрей Туполев появляется в этих стенах сегодня — что тогда?

Александр Затучный, директор по общим вопросам ОАО «Туполев»: «Я думаю, Андрей Николаевич в нынешней ситуации сказал бы, что да, мы, может быть, допустили какие-то огрехи. Но все же он был бы доволен тем, что мы сумели сохранить и кадровое ядро нашего предприятия, и профессионализм наших сотрудников».

За несколько часов до смерти Андрей Туполев позвал к себе дочь и передал ей список фамилий: «Этих сотрудников бюро нужно обязательно наградить, никого не вычеркивать». Министр авиапрома Дементьев не посмел, последняя воля Андрея Туполева была исполнена.

Читайте также