Причина гибели людей — отравление газом

09.11.2008, 17:16

Видео программы «Сегодня»

Официально подтверждена гибель 20 человек на борту атомной подлодки «Нерпа». Причина смерти — отравление. В Следственном комитете при прокуратуре уточнили, что трое из 20 погибших членов экипажа военнослужащие, 17 — гражданские, специалисты сдаточной комиссии завода-изготовителя. Уголовное дело заведено по статье «Нарушение вождения и эксплуатации военных кораблей».

Официально подтверждена гибель 20 человек на борту атомной подлодки «Нерпа». Причина смерти — отравление. В Следственном комитете при прокуратуре уточнили, что трое из 20 погибших членов экипажа военнослужащие, 17 — гражданские, специалисты сдаточной комиссии завода-изготовителя. Уголовное дело заведено по статье «Нарушение вождения и эксплуатации военных кораблей».

Во время ходовых испытаний в Японском море в двух отсеках несанкционированно сработала система пожаротушения, и помещения внезапно заполнились фреоном. В тот момент на борту были 208 человек — специалисты судостроительного завода и военные.

Многие из тех, кто находился в отсеках, по невыясненным пока причинам, не успели воспользоваться индивидуальными дыхательными устройствами.

Субмарина уже пришла во временный пункт базирования в Приморье. Там ее встретили специальные службы флота. С места событий репортаж корреспондента НТВ Игоря Сорокина.

Это были уже третьи по счету ходовые испытания новой атомной подводной лодки. В октябре она успешно погрузилась под воду, теперь же выход в море обернулся ЧП. Трагедия произошла накануне вечером в районе бухты Владимира у берегов Приморья.

С момента аварии и до возвращения в базу прошли ровно сутки. К пирсу судоремонтного завода «Звезда» экипаж вернулся в неполном составе. Из 208 человек 20 погибли. Это 3 военнослужащих и 17 гражданских лиц. Большинство из них представители Амурского судостроительного завода, коллектив которого строил субмарину в течение 17 последних лет.

Как сообщают официальные органы, люди погибли от удушья. На лодке без каких-либо на то причин сработала система пожаротушения. Отсеки автоматически заблокировались и заполнились фреоном, опасным для человека газом.

Владимир Халявко, глава закрытого административно-территориального образования город Большой Камень: «Произошло то, что называется несчастным случаем. Только уж больно несчастный случай очень весомый. На ходовых испытаниях подводных лодок, я отдал подводному флоту около 30 лет, но такого тяжелого случая именно из-за такой простой системы я просто не помню».

Тела погибших сейчас находятся на борту субмарины. Пострадавших моряков доставил во Владивосток большой противолодочный корабль. 21 человек получили отравление газом различной степени тяжести. Все они уже осмотрены специалистами клинического госпиталя Тихоокеанского флота. О состоянии людей врачи ничего не сообщают и отказываются от общения с прессой.

Военнослужащий: «Не снимайте госпиталь! Пока его не следует снимать. Вот придет главврач, с ним и поговорите».

В течение дня хранил молчание и сам штаб Тихоокеанского флота. К расследованию причин аварии приступила большая комиссия из Москвы. В ее составе первый замминистра обороны, главком ВМФ и сотрудники главной военной прокуратуры. В рамках уже возбужденного уголовного дела рассматриваются сразу несколько причин чрезвычайного происшествия: заводской брак и человеческий фактор.

Как говорят эксперты, мог произойти либо сбой в программировании системы пожаротушения, либо ошибка во время эксплуатации субмарины. Скорее всего, ответственность за ЧП в любом случае будет нести судостроительный завод, поскольку флот еще не успел принять в свой боевой состав новую подводную лодку.

На военном языке экипаж, который проводил в море ходовые испытания, называется сдаточным. Большая его часть — судостроители из Комсомольска-на-Амуре. По решению специальной комиссии, родным и близким погибших будет оказана вся необходимая помощь.

В Следственном комитете при прокуратуре сообщили, что уголовное дело заведено по статье 352 «Нарушение вождения и эксплуатации военных кораблей».

Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ: «Уже проведены первые судебно-медицинские экспертизы, результаты которых показывают, что смерть наступила в результате попадания в легкие погибших газа фреона, выброс которого произошел именно в результате срабатывания системы пожаротушения.

По уголовному делу, которое возбуждено военно-следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту, назначен и проводится ряд экспертиз, в том числе судебно-медицинские, судебно-технические и организационные. Говорить о причинах аварии можно будет только после того, когда будут обработаны все результаты экспертизы. А на это потребуется определенное время».

21 человек доставлен в больницу в удовлетворительном состоянии их жизни вне опасности. Об этом сообщил помощник Главкома ВМФ России Игорь Дыгало.

Игорь Дыгало, помощник главнокомандующего ВМФ РФ по связям с общественностью и СМИ: «Военно-морской флот самым активным образом будет принимать участие в расследовании причин происшествия, а также сделает все возможное для оказания помощи семьям погибших.

Что касается пострадавших, которые были доставлены на берег большим противолодочным кораблем, то все они прошли тщательный медицинский осмотр ведущими специалистами медицинской службы Тихоокеанского флота.

В результате этого медицинского осмотра установлено, что 20 человек имеют отравление легкой степени и один человек — отравление средней степени в результате этого происшествия. По оценке военных медиков, угрозы для их жизни нет, прогнозы благоприятные.

Атомная подводная лодка отшвартовалась во временном пункте базирования в Приморье, куда дошла совершенно самостоятельно, она управляемая. Сопровождало лодку спасательное судно „Саяны“. Первичный осмотр подводной лодки непосредственно у причала показал, что она технически исправна, несанкционированное срабатывание системы пожаротушения не нанесло какого-либо ущерба техническим устройствам, бортовым системам подводной лодки».

Помощник Главкома подчеркнул: подлодка, на которой произошла авария, еще не была принята в состав военно-морского флота и находилась на этапе заводских ходовых испытаний. На вооружение ВМФ «Нерпа» должна была поступить в конце этого года.

Атомная подлодка «Нерпа» проекта 971 (по классификации НАТО — «Акула») относится к субмаринам 3-го поколения. Ее строительство началось в 1991 году, но было прервано на несколько лет. Позже работы возобновились.

За эти годы первоначальный проект прошел глубокую модернизацию, на лодке установлены самые современные системы. Максимальная скорость — 30 узлов (примерно 55 километров в час), экипаж подлодки состоит из 73 человек, она способна погружаться на глубину до 600 метров, вооружение — крылатые ракеты и торпеды.

Во время испытаний оружия на борту не было. На субмарине находился военный экипаж и так называемая сдаточная команда — представители завода-изготовителя. Как подчеркивают специалисты, произошедшая авария в принципе не могла вывести из строя ядерный реактор и другие жизненно важные системы лодки.

Читайте также