В Берлине реставрируют символ холодной войны

08.11.2008, 19:51

Видео программы «Сегодня»

Германия готовится отметить годовщину события, которое коренным образом изменило современный облик страны.

Германия готовится отметить годовщину события, которое коренным образом изменило современный облик страны. 9 ноября 1989 года была открыта граница между западной и восточной частью Берлина. А знаменитую стену, разделявшую город, начали крошить бульдозерами.

За последние годы Стена (то, что от нее осталось) превратилась из символа холодной войны в своеобразную галерею. С двух сторон заграждения покрыты многочисленными рисунками и надписями.

Спустя два десятилетия после падения Стены, немцы решили начать ее реставрацию. Зачем? Выяснил корреспондент НТВ Андрей Шилов.

Берлинская стена, 1961–1989 гг. Мы решили прогуляться по Берлину и посмотреть, где еще Стена осталась, а где ее нет, но можно увидеть ее с помощью специального GPS-навигатора. Это такая машинка, которая с помощью спутника просто показывает, где в Берлине эта Стена проходила и как она именно шла.

Символ холодной войны в Берлине снесли 19 лет назад. Печальная достопримечательность осталась в истории, а теперь стала и виртуальной. Например, по ней может пройтись любой турист с приборчиком.

Грегори Лафкер, турист: «Здесь видно, как она шла по этой улице. А вот замигала, значит, что это место, где мы стоим. Картинку можно двигать».

Вымощенная полоса на асфальте как след Стены была и раньше, она сверкает в свете фар. Карманный гид ведет по всему городу: у Бранденбургских ворот — рассказ о том, как ставили рядом советский забор.

Комментарий навигатора: «Как вы видите на экране, после 61-го года Берлинская стена закрыла ворота на Запад».

Самый длинный из оставшихся кусков Стены — полтора километра. Здесь учитель с учениками проводит урок истории родного края. Западных немцев пускали сквозь Стену посмотреть на ГДР. Такое не забывается.

Учитель: «Надо было зайти в специальную комнату, двери закрываются с обеих сторон, а ты стоишь перед полицейским. Он смотрит, что-то проверяет, но ты не знаешь что именно. И думаешь: надеюсь, меня отсюда выпустят!»

Ученица: «Это ведь было всего несколько лет назад. Невозможно поверить».

Это то, что называется «живая Стена». Когда-то ломали, так оно и осталось. Теперь гдровский железобетон бережно реставрируют как памятник старины.

Рабочий: «Шесть недель здесь работаем».

С западной стороны на Стене рисовали много, а с восточной — только после падения. С реставрацией нарисуют заново. Ведь старые картины на живом памятнике поизносились.

Кани Алави, художник: «Надо, чтоб на наших рисунках потом ничего не писали. Может, загородки сделают или стекло. Но все-таки должна быть возможность потрогать. А вдруг она из картона? Надо понимать, что Стена настоящая, из бетона, а для этого надо ее почувствовать».

Полвека здесь был пустырь. Площадь Потсдамер Платц отстроили после Стены заново. Несколько блоков на видном месте оставили.

Комментарий навигатора: «К 23:00 ситуация стала необратимой, Стена пала».

На месте одного из КПП сейчас музей Стены, но Стена ведь проходила по всему городу, огораживая Западный Берлин от Восточного и от всей ГДР. Весь город — музей Стены — живое доказательство, что «защитный вал социализма» и вообще все «особые пути» заканчиваются тем, что стены сносят, заплатив цену жизнями и потерянным временем.

И в Музее тоже строят Стену: американская художница Эрика Эйфель воссоздала все поколения Стены в деталях. Она прошла почти весь маршрут — полсотни километров внутри города, больше сотни снаружи. Стену прочувствовала кожей.

«Это все политика, ужасная политика СССР!» — подчеркивает директор Музея Берлинской стены Александра Хильдебрандт.

«Да, — соглашается Эрика Эйфель, — но я хочу сказать, что когда строила свою Стену, думала только о самой конструкции. Если думать о политике — это слишком трагично. Я не смогла бы ничего сделать».

Слишком долго стоявшая, чтобы забыть, слишком длинная, чтоб не заметить. Даже снесенная, Берлинская стена сегодня видна в городе экологической «зеленой полосой», потому что слишком долго рядом с ней нельзя было ничего строить.

Читайте также