Возмутители научного спокойствия

04.11.2008, 21:03

Видео программы «Сегодня»

Ученые, похоже, скоро научатся продлевать человеческую жизнь.

Ученые, похоже, скоро научатся продлевать человеческую жизнь. Последние несколько лет над этой проблемой вплотную трудились сотрудники Брюссельского университета. И вот старания и многомиллионные затраты принесли свои первые результаты.

В суть открытия вник корреспондент НТВ Сергей Холошевский.

Хильда Ван Де Вельде сделала открытие, которое уже сейчас многие называют прорывом в области клеточной медицины и борьбы со старостью. Теперь она ведет нас по коридору туда, где состоялась научная сенсация.

Хильда Ван Де Вельде, доктор биологических наук: «Главное, ничего не касайтесь и не включайте свет. Эмбрионы его не выносят».

Стерильная чистота, температура 37 градусов и темнота. Эти ящики моделируют микроклимат, в котором клетки находятся в человеческом организме. Ученые Брюссельского университета стали возмутителями спокойствия в научной среде из-за открытия Хильды.

Хильда Ван Де Вельде, доктор биологических наук Брюссельского университета: «Мы забираем стволовые клетки на второй день развития эмбриона, именно в тот момент, когда он разделился на четыре клетки. При этом мы сохраняем жизнь остальным. Это принципиально важно!»

Хильда объясняет, что геном стволовых клеток, в самом начале эмбриогенеза, находится в «нулевой точке». В теле человека они играют роль своеобразной «скорой помощи». Получая сигнал от мозга о заболевании, они устремляются к пораженному органу и «устраняют неполадку».

Из них можно вырастить любой орган. Но запас таких клеток в организме ограничен. И ученым приходится изымать их из живых эмбрионов.

А вот тут как раз возникает еще одна, более серьезная, этическая проблема: во время забора стволовых клеток человеческий эмбрион погибает. По мнению церкви, таким образом ученые совершают грех: лишь Всевышний может подарить либо забрать жизнь человека.

Герман Косинс, священник: «Если они смогут проводить свои опыты без смерти в пробирке, то мы бы не были против. Но пока я что-то не слышал, чтобы ученые проявляли такое милосердие».

Для многих ученых позиция церкви и вот эти самые «невидимые глазу убийства» были самым большим препятствием, которые теперь своим открытием устранила Хильда.

Врач: «Как вы себя чувствуете, мадам? А вы мадам? Все хорошо?»
Пациентка: «Вроде бы неплохо, только прическа у меня не подходит для съемки».

Эти мадам в геронтологическом центре бельгийской столицы (каждой из них далеко за 80) — как живая иллюстрация старения Европы. А стволовые клетки — лишь один из способов борьбы с этой глобальной проблемой.

Все эти тысячи колбочек и сотни лабораторных мышей, замученных в интересах науки, миллионы евро… Все это лишь для того, чтобы продлить человеческую жизнь или хотя бы победить те болезни, которые до сих пор считаются неизлечимыми. Но ученые говорят, что сейчас они находятся только в начале пути в познании человеческого организма.

Кристиан Свин, профессор Брюссельского университета: «Старость — только полбеды. Мы тут думаем даже не над тем, как увеличить продолжительность жизни, а как повысить ее качество. И помочь людям не болеть в старости».

Профессор говорит, что Европу не зря называют «старушкой». Пенсионеры здесь в большинстве, а старость — та неприятность, с которой никто не может справиться. Наука до сих пор лишь пытается это сделать.

Петер Ванденаабееле, профессор, доктор биотехнологических наук, Гентский универстит: «Человеческий организм — это 10 тысяч миллиардов клеток. Каждый день 100 миллиардов клеток, то есть 1 миллион клеток в секунду в нас умирает, выделяя вредные ферменты. Самый важный вопрос: почему наше тело не реагирует на это?»

Гентский институт биологических исследований — это 75 миллионов евро каждый год на тысячу ученых. При том, что результатом их исследований можно будет воспользоваться лет через 10, не раньше.

Дмитрий Крысько, доктор медицинских наук, Гентский университет: «Здесь у нас находится холодильник. Плюс пять, минус 20. В плюс пять хранится у нас среда, как вы видите, для культивирования клеток».

Дмитрий Крысько — единственный здесь русский ученый. Семь лет он изучает только одну проблему: как умирают клетки.

Дмитрий Крысько, доктор медицинских наук, Гентский университет: «Смерть клеток очень важна, так как она поддерживает баланс. Если этот баланс нарушается, то развиваются такие заболевания как рак, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона».

Когда же Европа победит старость? По словам ученых, биотехнологии и компьютеры в ближайшее время произведут революцию в этих исследованиях. Так что «вечной жизни» или, по крайней мере, не такой короткой, ждать осталось недолго.

Читайте также