«Три жизни» советского Уорхола

28.10.2008, 11:48

Видео программы «Сегодня»

В Москве открывается выставка Оскара Рабина. На Западе его называют «Солженицыным в живописи» и «советским Уорхолом».

В Москве открывается выставка Оскара Рабина. На Западе его называют «Солженицыным в живописи» и «советским Уорхолом». В 70-е годы художника выслали из страны. Лишь два года назад, после почти 30 лет эмиграции, Рабину вернули российское гражданство.

Корреспондент НТВ Николай Захаров встретился с мастером.

Эта выставка Оскара Рабина называется так же, как и его книга — «Три жизни». Свою биографию художник сам разделил на три периода: юношеский — до смерти Сталина, московский — до того момента, когда его выслали из страны, и парижский. Все три он образно выразил паспортами в своих картинах.

Так что эта экспозиция — своего рода иллюстрированная автобиография классика того советского искусства, которое искусствоведы называли «неформальным», чиновники «неправильным» или даже «враждебным СССР» и потому запрещенным.

Бараки, нагромождения маленьких домиков и натюрморты с водкой и селедкой, много серого и еще больше черного — такой Оскар Рабин рисовал советскую жизнь.

Оскар Рабин, художник: «Мне, например, предъявляют такие нелепые претензии, что много черной краски употребляю. Но я говорил: ну, хорошо, не выпускайте эту черную краску и я не буду ее употреблять».

На Западе его называли «Солженицын в живописи». Эти картины Оскар Рабин писал в 60-е, когда официально страна вступила в период развитого социализма. Но полотна, где газета «Правда» была оберткой для рыбы или подстилкой под черепами, не вписывались в модель соцреализма с его производственными достижениями.

Тамаз Манашеров, организатор выставки: «Это наш яркий ответ американскому поп-арту. Видите, на все пространство холста растянута этикетка московской водки. „Особая водка“ — это то, что нас окружало в то время и то, что было реально народным продуктом».

В 50-е в бараке в Лианозове, где жил Оскар Рабин, часто собиралась группа вольных художников. Позже их назовут нонконформистами — «несогласными». В 1974 году Рабин вместе с ними организовывает самодеятельную выставку на пустыре в микрорайоне Беляево. Власти посчитали такой марш «несогласных» бунтом и бульдозерами сравняли экспозицию с землей.

Оскар Рабин, художник: «Мы никогда сами не хотели быть неофициальными. Это власти делали нас неофициальными, власти делали нас диссидентами. Мы же только хотели картины показать и заявить о том, что в принципе мы — художники, мы имеем право показывать картины».

И заявить удалось. Правда, за картину «Паспорт», выставленную позже, руководители страны решили выслать художника из СССР.

В картинах его парижской жизни красок гораздо больше, но на холстах появляются предметы, взятые прямо из мусорных куч. Одно из последних полотен — своего рода иллюстрация возвращения. Два года назад живописцу восстановили российское гражданство.

На выставке представлено около 100 произведений Оскара Рабина, но он признается, что свою лучшую картину еще так и не нарисовал.