Эрмитаж показывает макеты и эскизы архитектурного экспериментатора

27.06.2015, 12:15

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге открылась ретроспектива работ британского архитектора Захи Хадид.

Ее имя последнее десятилетие является символом современной архитектуры. Например, построенный в 2003 году Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати американцы называют самым важным новым зданием в США со времен окончания холодной войны.

Захи Хадид долгое время считалась бумажным архитектором, которую знают исключительно критики. В 2004-м, получив признание, она уверенно завоевала звание главного и самого массового архитектора на планете.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина впечатлилась.

Николаевский зал Зимнего дворца разместил 300 работ Захи Хадид: макеты, чертежи, эскизы. Внушительная часть экспозиции — так называемая бумажная архитектура, то есть нереализованные проекты, которые, кажется, ничуть не уступают поздним и реализованным в виртуозности.

Ксения Малич, научный сотрудник отдела современного искусства Государственного Эрмитажа: «Как любой большой художник она несколько независима от четких стилистических дефиниций. Это и есть признак большого мастера. Было бы нечестно вогнать ее в строгие рамки искусствоведческих определений».

Заху Хадид называют автором совершенно нового стиля параметризма — направления, в котором художники используют весь диапазон новейших технологий, основываясь на законах физики, математики, геологии и законах природы.

Иногда, всматриваясь в разработки Захи Хадид, складывается впечатление чего-то нереального. За порой фантастическими формами прячутся лыжный трамплин, центр современного искусства, пожарная часть, оперный театр или центр Гейдара Алиева в Баку и особняк Доронина в подмосковной Барвихе.

Патрик Шумахер, партнер архитектурного бюро Захи Хадид: «В наших работах вы почувствуете, что они продиктованы супрематизмом Малевича и другими художниками-модернистами. Модернизм начала ХХ века вдохновлял нас и благодаря ему мы разработали такие геометрические формы. Именно русский авангард раздвинул рамки дозволенного и сильно повлиял на творчество Захи Хадид. Работы стали более сложными и в конечном итоге перешли в архитектуру».

Заха Хадид сейчас работает над вторым российским московским проектом — башней «Доминион», напоминающей сдвинутые тектонические плиты. Ее смелая, не ограниченная никакими формальностями архитектура наверняка испугала бы консервативный Петербург. Но трепетное отношение художника к архаике могло бы убедить критиков: строить по проектам Захи Хадид — настоящий исторический эксперимент.

Читайте также