Водород приходит на смену бензину?

27.10.2008, 19:59

Видео программы «Сегодня»

Сразу несколько групп химиков в Америке и Австралии заявили, что нашли дешевый способ получения этого газа из воды.

Одна из самых обсуждаемых новостей в США — резкое падение цен на бензин. За две недели он подешевел на 16 процентов. Причина — снижение нефтяных котировок.

На фоне такой нестабильности опять звучат разговоры о так называемом альтернативном топливе. В этой роли большинство исследователей видит водород. Сразу несколько групп химиков в Америке и Австралии заявили, что нашли дешевый способ получения этого газа из воды.

Раньше для реакции требовалось много платины, и водород получался почти драгоценным. Теперь же он может стать куда доступнее, убедился корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.

Профессор Дэниэл Носера — химик по профессии, но романтик по натуре. Он рассказывает, что много лет, идя на работу, смотрел на листья деревьев и завидовал, как легко растения разлагают воду и тут же используют полученный водород для синтеза нужных веществ. Попытки повторить это в пробирке заняли четверть века. Перебрав сотни веществ, Носера нашел нужный катализатор.

Дэниэл Носера, профессор химии Массачусетского технологического института: «Мы добавляем в воду соль кобальта и какой-нибудь фосфат — это совсем недорого. Больше ничего не нужно».

Один электрод из платины в этой схеме, правда, все равно нужен, но второй делается из обычного стекла, покрытого оксидами цинка и индия. Это недорого. Результат же феноменален — подаем слабенький ток в 1,3 десятых вольта, и водород пошел. Носера подсчитал, что 2 литра воды в день и небольшая солнечная батарея теперь смогут обеспечить энергией целую семью, в том числе и зарядить на весь день ее электромобиль.

Дэниэл Носера, профессор химии Массачусетского технологического института: «Люди в России и в других странах забудут об электростанциях, необходимости закупать уголь и тому подобное. Вода — вот топливо будущего».

В Уральском электрохимическом комбинате под Екатеринбургом водородные двигатели разрабатывали еще для космической лунной программы, а теперь вместе с ВАЗом создали водородную «Ладу». Но один только ее мотор стоит 370 тысяч долларов, а виновата та же платина. Она нужна, чтобы из водорода в машине обратно делать воду, получая электричество.

Но и тут есть хорошая новость — в Австралии создали полимерный топливный элемент, который дешевле в десятки раз. Именно этого не хватало мировым автогигантам, не пускавшим в серию из-за дороговизны свои водородные авто. Кое-где, например, в Японии для них уже есть и специальные заправки.

Если водород станет дешевым, то повсеместно заправлять им будут не только автомобили. Ученые давно создали большие водородные электростанции, способные согревать и освещать целые города. Сейчас мы находимся в Исследовательском центре имени Келдыша. Здесь создали водородно-кислородный парогенератор мощностью 25 мегаватт. Дело только за топливом.

Еще нам показывают водородный источник бесперебойного питания, например, для больниц. Когда есть электричество, он копит водород, когда нет — расходует. То есть это аккумулятор, но только гораздо мощнее обычных. Но главную ставку в России делают на получение водорода не из воды, а из дешевого низкосортного угля и органических отходов. Например, опилок или соломы.

Андрей Десятов, заместитель директора ФГУП «Исследовательский центр им. М.В Келдыша»: «Наши оценки показывают, что при цене нефти начиная с 70 долларов за баррель, подобные технологии оправданы уже сейчас».

Из воды или соломы — это уже детали. Ясно, что через 5–10 лет, когда новые технологии доведут до промышленного использования, у наших машин будут чистые водяные выхлопы и заправляться они тоже будут водой. Лишь бы только это новое топливо не подорожало.

Читайте также