Первый кинофильм империи гениально наивен

27.10.2008, 18:20

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Исполняется 100 лет российскому кинематографу. Отсчет ведется с премьеры игрового фильма «Понизовая Вольница», или «Стенька Разин».

В эти дни исполняется 100 лет российскому кинематографу. Отсчет ведется с премьеры первого отечественного игрового фильма «Понизовая Вольница», или «Стенька Разин».

В некотором роде это клип на песню «Из-за острова на стрежень». При всей своей примитивности картина произвела фурор в России и стала открытием для западного кинематографа. Ведь в «„Стеньке Разине“ впервые в мировой практике применили наезд камеры.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков оценил фильм вековой давности с точки зрения современного зрителя.

Сын архитектора Якова Гевирца чуть не утратил семейную реликвию. Первый петербургский кинотеатр, где показали первый российский игровой фильм, построил его отец. До наших дней сохранилось единственное изображение здания.

Герман Гевирц сын архитектора Якова Гевирца Я вам скажу, что эта фотокарточка висела на ручке оконной рамы. Потом мнне казалось, что она выгорает и я ее снял».

Деревянный «Колизей» когда-то был самым большим кинотеатром империи со зрительным залом на четыреста мест и экраном в 25 квадратных саженей. Стоял он на углу Кронверкского проспекта и Крестьянского переулка. И каждый сеанс тогда сопровождался давкой зрителей у входа.

Александр Поздняков, киновед: «Главным развлечением, диковинкой был синематограф. Но тут появляется русская история. Разумеется, все пошли смотреть, как Евгений Петров-Краевский — известный актер из труппы Петербургского народного дома — изображает Стеньку Разина».

Через улицу в киноцентре «Арт на Неве» сегодня всем желающим снова показывают «Понизовую вольницу». Современным зрителям объясняют значение наивного, но важного момента в истории кино.

Анастасия Баранова, представитель киноцентра «Арт на Неве»: «С точки зрения современного кинематографа, неподготовленному зрителю не понять в чем ценность именной этой картины. Потому, что все смотрят и видят плохие съемки, плохой грим и неадекватную игру актеров».

Размахивать руками, вращать глазами и гримасничать массовке велел режиссер — малоизвестный Владимир Ромашков. Этим, по мнению создателей первых кинолент, новое искусство должно было отличаться от привычной статичной фотографии.

На роли сподвижников Стеньки Разина пригласили актеров-любителей из Петербургского народного дома, которых одели в театральные боярские костюмы, взятые напрокат.

Съемки фильма проходили на Разливе. Просторы искусственного озера под Сестрорецком заменили настоящую натуру Волги. Для экранной выразительности подошел пейзаж — низкий берег и покрытый соснами остров.

Последний был просто необходим. В фильме по мотивам песни о Стеньке Разине без выплывающих из-за острова челнов было обойтись нельзя.

Первое законченное художественное кинопроизведение вдохновляло поэтов. Василий Каменский написал даже поэму «Стенька Разин», которая стала популярной на Западе. А знаменитый Дуглас Фербенкс мечтал сыграть главного русского смутьяна.

Интересно, что продюсером «Понизовой вольницы» стал авантюрист Александр Дранков — фотограф и поставщик двора Его Величества. Кстати, по совпадению его лаборатория по проявке пленки находилась по адресу Невский, 100, где сегодня во дворе находится знакомый всем кинотеатр «Колизей». В соседнем с ним здании и начинал предприимчивый Дранков.

Сначала он просто титровал западные фильмы, но совсем скоро его фирменный знак «Два павлина» вытеснил с российского экрана «Гальских петухов» — эмблему братьев Пате.

Зарядка кинопленки в проектор за 100 лет усложнилась, как и сама аппаратура. Появилась суперсовременная многоканальная система звука, но сам принцип проекции, как и интерес публики к кино, не изменился.

В «Колизее» на Невском проспекте зрители снова идут на отечественные фильмы. Возможно, сегодня некоторые российские блокбастеры поразят публику так же, как и первый игровой фильм «Понизовая вольница».

Читайте также