Облегчите детям страдания

23.10.2008, 12:30

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге нет детских хосписов и помочь ребенку перенести тяжелые боли очень трудно. Ведь приобрести необходимые лекарства практически невозможно.

В Военно-медицинской академии открывается Всероссийская конференция хирургов и онкологов. Основная тема, которую обсудят участники, — неотложная помощь онкобольным в неспециализированных многопрофильных больницах.

Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по заболеваемости раком. Ежегодно у нас регистрируется 317 новых онкобольных на 100 тысяч населения. Российские онкологи постоянно говорят о необходимости развития паллиативной медицины, то есть оказания помощи неизлечимым больным.

Такие люди независимо от возраста нуждаются не только в специальных медикаментах, но и в психологической поддержке. Для этого и создаются хосписы. Первый хоспис в России появился в Петербурге в 1990 году. Сейчас в нашем городе их 8.

Но проблема в том, что среди них нет ни одного детского. Существует общественная организация, именуемая хосписом для детей, но в ней не оказывают медицинскую помощь. То есть не могут помочь безнадежно больному ребенку перенести сильные боли.

Репортаж корреспондента НТВ Дарьи Криволаповой.

В коридорах всегда пусто и очень тихо. Пациенты друг с другом практически не общаются. Говорить о неизлечимой болезни здесь не принято. Они лишь изредка могут поделиться своими чувствами.

Пациентка хосписа: «Если я дома каталась от болей, мучилась. Да еще кричала и плакала, то здесь мне эти боли сняли. Вы не представляете, что здесь за врачи. Здесь ангелы, а не врачи».

Но дети на такую помощь рассчитывать не могут. Ольга поняла это, когда боролась за жизнь своей племянницы. Алиса умерла минувшим летом. Ей было 3 года. Диагноз «рак».

Они лечились и в России, и в Германии, но растерялись, когда врачи сказали: «Мы вам больше помочь не можем». В Америке и Европе в подобных случаях малышей сразу направляют в хоспис. В Петербурге такой возможности нет. Вспоминая через что пришлось пройти семье, Ольга не скрывает слез.

Ольга Махортова, тетя Алисы Логузовой: «Мы вообще не знали, как справиться с болью. Ночь была кошмарная. Алиса кричала до сипоты, мы вызвали „скорую помощь“. Приехала врач детской неотложки. Она сидела и плакала вместе с нами над ребенком. Она говорила: „У меня только анальгин. Я больше ничего не имею права сделать“».

По существующим законам обезболивающее средство может выписать участковый врач. Проблемы начинаются тогда, когда эти препараты уже не помогают и ребенку требуется более сильные наркотические таблетки. Что делать на этом этапе, сегодня ответить не могут ни врачи, ни правительство.

Родителям советуют обращаться к онкологам для взрослых. Но получается замкнутый круг. Эти онкологи не имеют лицензии на работу с детьми. А у педиатров нет разрешения на работу с лекарствами, содержащими наркотические вещества.

Единственная надежда — на строительство детского стационарного хосписа. Идею поддерживают заведующие хосписов для взрослых, раз помощь детям не в их компетенции.

Эдуард Москалёв, главный врач СПб ГУЗ «Хоспис №4»: «Страх появляется тогда, когда ты не можешь помочь пациенту. Это действительно страшно, потому что мы должны помочь нашим больным обязательно. И всегда должен быть выход».

Пока же благоустраивают взрослые хосписы. В них почти домашняя обстановка. Здесь светлые палаты, везде современное медицинское оборудование. В комнатах отдыха стоят аквариумы и есть даже небольшая церковь.

Детский хоспис обещали построить к декабрю. Теперь планируют открыть его к весне. Разница в несколько месяцев может показаться небольшим сроком, если бы не статистика. В прошлом году от рака умерло 23 ребенка.

Читайте также