Повелители воздушных трасс

20.10.2008, 20:43

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Авиадиспетчеры отмечают свой профессиональный праздник. В Петербурге один дежурный контролирует до двух десятков самолетов одновременно.

Авиадиспетчеры отмечают свой профессиональный праздник. Люди этой профессии стрессоустойчивы и выносливы, отлично знают английский язык и обладают пространственным мышлением. Плюс у них мгновенная реакция. Зачастую на принятие решения отводится не более 20 секунд.

Одновременно один авиадиспетчер контролирует до двух десятков самолетов. В нашей стране служба обслуживания воздушного движения появились в 50-е годы. А международная федерация авиадиспетчеров возникла в Голландии.

Эта профессия всегда считалась особой. Именно от авиадиспетчеров во многом зависит безопасность людей в воздухе.

В петербургском центре подготовки авиадиспетчеров побывала корреспондент НТВ Анна Краснова.

Бинокль в руки авиадиспетчер берет только в одном случае: на взлетной полосе ЧП. Произносить слова «авария» и «катастрофа» в командно-диспетчерском пункте не принято. Ярослав Линевский — диспетчер с 40-летним стажем — осторожно называет все ЧП ситуациями.

Ярослав Линевский, диспетчер-инструктор: «Почти каждую смену возникают такие ситуации. В первую очередь, это воздействие внешней среды: когда возникает грозовая деятельность, когда усиливается ветер, когда выпадают осадки. Еще когда отклонения какие-то происходят уже на борту воздушного судна. Техника есть техника».

Такая ситуация во время прошлой смены чуть не обернулась катастрофой. На борту самолета с пассажирами задымился двигатель. Диспетчер не пустил судно на взлет. При осмотре выяснилось: не сделай он этого, самолет бы разбился. В такие напряженные моменты давление у диспетчеров возрастает. Приборы фиксируют цифру 220 на 120. При этом пульс увеличивается до 160 ударов в минуту.

Эдуард Абязов, заместитель начальника Санкт-Петербургского центра обслуживания воздушного движения: «Большинство мальчишек, как и я в свое время, пришли сюда именно по зову романтики. Но с течением времени у всех появляются семьи. Семьи надо кормить, а зарплата не совсем адекватна тем нагрузкам, которые на нас возлагаются».

Значимость этой профессии пассажиры поняли в 1881 году. Тогда в США прошла первая крупная забастовка авиадиспетчеров. В небо не поднялись более тысячи самолетов. В России авиадиспетчеры последний раз бастовали в 2002 году. Работа аэропортов была парализована более чем на 12 часов. Требования бастующих всегда одинаковы: улучшить условия работы и повысить зарплату.

Выпускники училища гражданской авиации в первые годы работы разводят воздушные суда за 20 тысяч рублей. Потолок зарплаты — 40 тысяч. Это раньше люди со стороны в авиадиспетчеры шли редко. Теперь Евгений скорее исключение из правил.

Евгений Безвугляк, студент Санкт-Петербургского авиационно-транспортного училища гражданской авиации: «Профессия досталась по наследству от моего отца. Я решил продолжить его дело. Профессия мне нравится, она ответственная, что нужно в моей жизни».

Сейчас в училище пришел госзаказ: в учебном заведении переучивают 70 человек с высшим образованием — лингвистов, педагогов, юристов. Через два года и десять месяцев эти студенты должны стать первоклассными диспетчерами.

Они сменят людей на Пулковской башне. Средний возраст работающих авиадиспетчеров — 50 лет. Он же пенсионный. И еще одно веяние в профессии: теперь за тренажеры чаще всего садятся девушки.

Борис Носик, заведующий кафедрой управления воздушный движением Санкт-Петербургского авиационно-транспортного училища гражданской авиации: «По медицинским показателям многие ребята не могут пройти врачебно-летную комиссию. И девочек в последнее время появляется все больше и больше. И на рабочих местах их все больше».

Уже сейчас каждый десятый авиадиспетчер в Петербурге носит не брюки, а юбку.

Читайте также