«Возможность острова» не для всех

18.10.2008, 20:51

Видео программы «Сегодня»

В московском кинотеатре «35 миллиметров» состоялся кинодебют скандального французского писателя Мишеля Уэльбека.

Сегодня поклонники «кино не для всех» и литературы «на грани фола» собрались в московском кинотеатре «35 миллиметров». Там открылся Международный фестиваль «Завтра», на котором показывают фильмы, определяющие, как считается, ближайшее будущее кинематографа. В основном это экспериментальные работы начинающих режиссеров.

Но главное событие форума — кинодебют самого скандального и мегапопулярного французского писателя Мишеля Уэльбека, обладателя престижных литературных премий. Именно его судили за оскорбительные высказывания об исламе и именно его часто ругают за натуралистичные описания секс-оргий. Полтора года назад он решил экранизировать свой роман «Возможность острова» и теперь приехал в Москву, чтобы лично представить этот фильм.

Корреспондент НТВ Антон Войцеховский поехал посмотреть.

Один из самых известных фактов об этом фильме: во время премьерного показа на кинофестивале в Локарно с него ушли многие кинокритики. Ну и что? Во время премьеры, скажем, «Бешенных псов» Тарантино в зале вообще осталась только половина людей. Но законы рынка и кинобизнеса вообще мало вяжутся с «Возможностью острова». Потому что это не совсем фильм, это честная попытка экранизации.

На премьере в Москве тоже аншлага не наблюдалось. Правда, это был пресс-показ. Но и прессы набралось не больше четверти зала.

Мишель Уэльбек, режиссер, писатель: «Я взялся за этот фильм, потому что уже были две экранизации моих книг. И обе я считаю неудачные. Так что я хотел просто попробовать, чтобы на собственной шкуре понять сложности связанные с кинопроизводством».

И тут Уэльбек поступил как провокатор. Это и не первая его работа в кино, и по образованию он кинематографист. Фактически снимать Уэльбек начал еще раньше, чем писать. Так что это не смена амплуа, а скорее возвращение к истокам.

Корреспондент: «Ходили слухи, что Вам не хватило бюджета на этот фильм. А даже, что Вы пробовали искать инвесторов в России».

Мишель Уэльбек, режиссер, писатель: «Я не могу сказать, что денег не хватило. Их было немного, и часто мы были вынуждены снимать многие сцены на натуре — статично и просто. Но в смету мы уложились».

Бюджет фильма — не голливудский, но достаточный для независимого кино. Шесть миллионов евро. У нас «Ночной дозор» по слухам стоил 3 миллиона. В остальном слова «статично» и «просто» — это об этом кино.

Мишель Уэльбек, режиссер, писатель: «Я хотел поднять темы, которые интересуют меня, но почему-то не интересуют моих знакомых. Клонирование, вечная жизнь, Конец света».

Еще до выхода романа ходили споры: мол, невозможна такая фантастика в «Возможности острова». Ульбек считается автором книг про нынешнюю жизнь. Но еще он всегда слыл непредсказуемым. Так что сперва — фантастический роман, а потом — собственный фильм по этому роману. Вполне в его духе.

Корреспондент: «У Вас в книгах много секса. А в фильме секса нет совсем».

Мишель Уэльбек, режиссер, писатель: «Мне иногда кажется, что в моих книгах много секса, а иногда — что секса недостаточно. Я еще сам не разобрался в этом вопросе. И в фильме я решил обойтись без него».

Писатель, сделавший себе имя неполиткоректностью, снял очень спокойное и политкоректное кино. В конце фильма после Конца света на Земле в живых остаются двое: белый мужчина и черная женщина. Возможно, это заявка на американский рынок проката?

Но нет. Новых фильмов Уэльбек снимать не собирается. И в полном соответствии с большинством своих героев уезжает жить в уединенный сельский домик. Находится он в Ирландии и даже в этом чувствуется скрытый революционный подтекст писателя с совсем не революционной внешностью.

Читайте также