Спасение улетающих…

15.10.2008, 20:16

Видео программы «Сегодня»

Сотрудникам аэропорта Домодедово этот день запомнится надолго. У стоек регистрации возмущенные пассажиры устроили акцию протеста, блокируя проход и требуя встречи с начальством.

Сотрудникам московского аэропорта Домодедово сегодняшний день запомнится надолго. У стоек регистрации возмущенные пассажиры устроили акцию протеста, блокируя проход и требуя встречи с начальством.

Все они — клиенты авиакомпании «Интеравиа», которые уже неделю не могут вылететь в Магадан. Все это время их держали в гостинице, но с сегодняшнего дня попросили и оттуда. При этом перспектива улететь стала еще более призрачной.

Утром Федеральная аэронавигационная служба объявила, что с 17 октября полностью прекращает обслуживание «Интеравиа» и еще восьми региональных авиакомпаний — за долги. А Федеральная таможенная служба за уклонение от уплаты таможенных платежей завела уголовные дела в отношении компаний «Скай Экспресс» (Sky Еxpress), «Ютэйр» (Utair) и «КрасЭйр» (KrasAir).

Что происходит на российском авиарынке, пытается понять корреспондент НТВ Александр Калинин.

Такого завершения отпуска магаданец Анатолий Слободянюк никак не ожидал. Последние пять суток он прожил в московской гостинице. Сегодня его и еще 180 пассажиров попросили освободить номера.

Анатолий Слободянюк: «Мы никуда отсюда не поедем с детьми, потому что нас могут вывезти просто в чистое поле. Что дальше? Покупать в Домодедово бутылку воды за 100 рублей и лапшу за 90?»

Оказалось, что у компании «Интеравиа» кончились деньги буквально на все. Сначала на оплату долгов перед аэропортами, теперь — на проживание своих пассажиров. Уже в Домодедово Анатолий укладывает дочку спать прямо под стойкой регистрации. Условий никаких, тишины для спокойного сна тоже.

Пассажиры задержанных рейсов перекрывают сектор «В». Все это очень напоминает предыдущий кризис авиаперевозок. 9 компаний-должников тоже можно назвать «Союзом авиаперевозчиков». Самые крупные представители: «Дальавиа», «Омскавиа» и «Интеравиа». Все занимаются перевозками на Дальний Восток, Восточную Сибирь и курорты Кавказа. Дальнейшая судьба этих компаний сейчас под большим вопросом.

Андрей Прянишников, пресс-секретарь руководителя Федеральной авианавигационной службы Министерства транспорта РФ: «Несмотря на неоднократное обращение Федеральных служб, ряд авиакомпаний до сих пор имеют просроченную задолженность за предоставленное аэронавигационное обслуживание.

Но когда мы покупаем билет, то в стоимость билета уже заложена стоимость аэронавигационного обслуживания.То есть деньги у авиакомпаний есть, но они почему-то полагают, что рассчитаться с государством они могут потом».

Все компании должны аэропортам за обслуживание суммы крупные. Проблемы тоже. Мучаются ведь не только в Москве, но и в Сочи, Омске, Иркутске. Ответы официальных представителей авиаперевозчиков везде одинаково безрадостные.

Василий Мещеряков, старший менеджер ОАО «Авиакомпания „Интеравиа“»: «Все! Денег нет. Раньше в гостиницу с питанием, со всем размещали, а сейчас даже этого не можем сделать».

Кирилл Савченко, первый заместитель генерального директора ОАО «Омаскавиа»: «Проблема роста цен на топливо за последние годы и особенно за апрель-май этого года, поэтому просто народ не успевал уже за теми деньгами, которые поступали. А там дальше и вся эта проблема».

В иркутском аэропорту уже вторые сутки сидят 106 пассажиров, в Сочи — 200, но пальма первенства — у Москвы. Здесь почти 300 человек не могут улететь в Магадан. Представителя «Интеравиа» они встречают дружными кричалками.

Сергей Дриганец, представитель ОАО «Авиакомпания „Интеравиа“»: «Возможно, что будет организован рейс в Магадан. Если не будет этого рейса, не договорятся с руководством, то будем размещать пассажиров в гостиницу».

Пассажиры уже не спрашивают, когда улетим. Самый актуальный вопрос сейчас — что делать. Жить в аэропорту никто не хочет.

Дмитрий Янин, председатель правления международной конфедерации обществ потребителей: «Если у людей есть деньги, не дожидаясь возврата денег от авиакомпании, покупают авиабилеты либо железнодорожные билеты и отправляются домой, а дальше взыскивать понесенные расходы в судебном порядке с авиакомпаний».

Известно, что руководители компаний-должников сейчас пытаются договориться с министерством транспорта, чтобы найти деньги хотя бы на размещение людей в гостиницах.

А пока пассажирам выдали памятки. В них — телефоны и банковские реквизиты компаний-должников. Это такой легкий намек на то, что спасение улетающего — дело рук самого улетающего. Жаль только, что тотальный обзвон этих номеров пока ни к чему не привел.

Читайте также