16 миллиметров, которые вернулись на широкий экран

15.10.2008, 15:43

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге открывается кинофестиваль экспериментальных фильмов. Новое кино снимают с помощью хорошо забытых технологий.

В Петербурге открывается кинофестиваль экспериментальных фильмов. Организаторы позиционируют его как интеллектуальную вакханалию. Это совместный русско-немецкий проект. Кинофорум открывается в кинотеатре «Родина».

На протяжении пяти дней будет идти показ экспериментальных фильмов. И впервые в постсоветской истории Петербурга на большом экране покажут фильм на пленке 16 миллиметров.

О забытой технологии старого кино, с помощью которой снимают современные картины, рассказывает корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Демонстрацию фильмов Клауса Айзенлора в киноцентре «Родина» считают событием эпохальным. Дело даже не в том, что снимает современный немецкий режиссер, а на чем он снимает — пленка 16 миллиметров. Увидеть этот формат на большом экране — весомый повод купить билет.

Алексей Дмитриев, куратор фестиваля «Директорз Лаунж: Берлин — Петербург»: «Первый раз в истории России показывают звуковой фильм на пленке 16 миллиметров. Сеанс идет абсолютно так, как это делается в Европе».

Редкие кадры из французской картины 50-х годов, снятой на пленке в 16 миллиметров. А самый первый в истории кино фильм этого формата вышел на экраны еще в 1944. Его автор — американец Лэмберт Хиллер — потратил на создание картины всего 8 дней и 30000 долларов.

По сравнению со стандартными 35, 16 миллиметров всегда считались более бюджетным форматом. Экспериментальный фильм может вообще получиться бесплатным: соскобли эмульсию с ракорда и наблюдай на экране хаотически движущиеся линии.

Мария Годованная, кинорежиссер: «Если ты снимаешь на 16 миллиметров, то ты считаешь себя не профессионалом, а любителем. Но не в отрицательном значении этого слова. Как мы знаем, не все профессионалы любят кино».

Профессионал Владимир Бортко экранизировал «Идиота», используя пленку супер 16 миллиметров. На цифровой аппаратуре такое разрешение и динамический диапазон не получишь. Кстати, полвека назад 16 миллиметров был вполне популярным телевизионным форматом.

Андрей Сосин, инженер кафедры кино и-фото искусства Петербургского государственного университета культуры и искусств: «Это киноаппарат 1961–62 годов. Такой камерой снимал мой отец на Ленинградском телевидении , а когда вышел на пенсию ему подарили эту камеру ребята-механики. Теперь я делюсь опытом».

Для первокурсников-киношников 16-миллиметровые камеры «Красногорск», «Кинор» и «Киев» — что-то вроде останков динозавров. Но еще 15 лет назад на этом оборудовании создавали курсовые и дипломные работы.

Совсем как герои знаменитого американского фильма ужасов «Ведьма из Блэр», кстати, тоже снятого с использованием 16 миллиметров. Правда, ужас наш студент испытывал не столько во время съемки, сколько во время проявки.

Владимир Чутко, заведующий кафедрой кино-фото искусств Петербургского государственного университета культуры и искусств: «В темноте заряжает 30-метровый бачок и покрывается холодным потом. Если где-нибудь пленку перекосит или она слипнется, то это рождает невозможное чувство. Это такой адреналин!»

Тем не менее лабораторные работы по проявке кинопленки вручную снова войдут в учебную программу. А там и до фестивальной программы рукой подать. 16 миллиметров для 16-летних! Почему бы и нет.

Родион Атаулин, студент первого курса Петербургского государственного университета культуры и искусств: «Я с радостью хочу снимать на такую камеру! По-моему, в этом и заключается творчество».

Читайте также