Захаров: второго «Ленкома» не будет

13.10.2008, 20:25

Видео программы «Сегодня»

Исполнилось 75 лет человеку, по отношению к которому слово «культовый» не будет преувеличением. Поздравить Марка Захарова в «Ленком» приехал президент Медведев.

Исполнилось 75 лет человеку, по отношению к которому слово «культовый» не будет преувеличением. Марк Захаров — режиссер, сценарист, публицист… Сегодня поздравить его в театр «Ленком» приехал президент Медведев.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я сегодня подписал указ о награждении Вас высоким орденом „За заслуги перед Отечеством I степени“. Я считаю, что это адекватная оценка того огромного труда. Той службы, которую Вы уже много лет несете на театральной ниве. Сердечно Вас поздравляю».

Марк Захаров: «Спасибо огромное, спасибо. Не передумаете? Уже подписали?»

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Во-первых, уже подписал. Во-вторых, это же сделано по велению сердца, а не как-то иначе».

До третьего президента России в «Ленкоме» бывал только первый. В 97-м, когда отмечали 70-летие театра, туда приезжал Борис Ельцин. Владимир Путин за годы своей работы в Кремле «Ленком» не посещал.

«Ленкомом» Марк Захаров руководит последние 35 лет, и именно он сделал этот театр брендом, собрав в нем самый звездный в стране актерский состав: Леонов, Караченцов, Пельтцер, Абдулов, Янковский…

Критики не раз упрекали «Ленком» в «повышенной театральности» — худрук и правда любит спецэффекты, но качество зрелища всегда выходило таким, что не могли устоять даже партийные функционеры, прощавшие Захарову даже явную антисоветчину.

Что думает юбиляр о сегодняшней жизни и какие премьеры готовит — об этом он рассказал корреспонденту НТВ Сергею Малозёмову.

Все говорят «Марк Захаров», подразумевают «Ленком». «Наш Бродвей» — театр немного (не до потери респектабельности) диссидентский, но главное — способный самую заумную пьесу превратить в шоу, на которое обязательно будет не достать билетов.

Марк Захаров — это и первая советская рок-опера, и сказочные кинокомедии с прозрачным подтекстом и даже письма красноармейца Сухова в «Белом солнце пустыни».

Марк Захаров, народный артист СССР, художественный руководитель театра «Ленком»: «Сделал в такой шутливой стилизованно-лубочной манере, никакого литературного значения я этому не придаю».

Корреспондент: «Марк Анатольевич, в 70–80-е годы Ваши спектакли и фильмы почти открыто говорили: ну почему мы все такие несвободные? Вот это, например, знаменитое из „Обыкновенного чуда“… „Когда при нем душили его жену, он стоял рядом и просил: ну потерпи еще, может, обойдется“. А о чем актуально говорить сейчас?»

Марк Захаров: «Как в условиях, скажем так, увеличения количества негативных эмоций сохранить совесть, достоинство, честь человека».

Потребность в более конкретных высказываниях у Захарова тоже есть: он готовится ставить «День опричника» Владимира Сорокина — мрачную антиутопию на актуальные темы.

Марк Захаров: «Мы точно не знаем, где кончается патриотизм. По-моему, мы не нащупали, где начинается и что-то другое — другое и довольно опасное. И поскольку есть тенденция, что мы самая святая, праведная нация, а все, кто нас окружаю — враги, кроме Чавеса».

Захаров не забыл, как в начале 90-х он — один из перестроечных кумиров — был депутатом, прилюдно сжигал партбилет, на одном из митингов его даже выдвигали в президенты. Но потом шоумен в Захарове все же победил, и он ушел из политики.

Марк Захаров: «Политика — это профессия. И добрый доктор, милый дирижер, замечательный артист или феноменальный спортсмен — совершенно не обязательно они должны этим заниматься».

Сосредоточившись на театре, Захаров и в свои 75 следит за новым. Недавно даже был на радикальном фестивале «Территория». Дипломатично сказал: «Любопытно». Сам планирует по-современному поставить «Вишневый сад».

Марк Захаров: «У вас есть дача? Представьте, что есть. И к вам в любой момент может прийти какая-нибудь лесоохрана. Или окажется, что ваша земля давно продана — при нашем-то не самом священном отношении к частной собственности».

А вот нового кино от Захарова, видимо, уже не будет. Он признается: предложений много, но есть риск повториться и каким-нибудь «Обыкновенным чудом — 2» испортить память о былых успехах.

Марк Захаров: «Второго „Ленкома“ у меня в жизни уже не будет. Значит, силы, которые даны Богом, буду употреблять сюда».

Но пока ближайшая задача — пережить юбилей. О круглых датах Захаров всегда говорит с таким лицом, что сразу понимаешь, почему его в театре (в шутку, конечно) прозвали Мрак Анатольевич.

Читайте также