Сюрреализм под музыку

10.10.2008, 20:45

Видео программы «Сегодня»

На «Винзаводе» музыканты и актеры, распевая античные стихотворения, передвигались по подвальным лабиринтам, а вслед за ними ходили зрители.

В каменном подземелье московского центра «Винзавод» сегодня показали сюрреалистическое действо: музыканты и актеры, распевая античные стихотворения, передвигались по подвальным лабиринтам, а вслед за ними ходили зрители.

Так выглядела премьера двух музыкальных сочинений — кантаты «Богини из машины» и оперы «Станция». Как сказано в пресс-релизе, это «сложный и многоязычный пазл из цитат, аллюзий и реминисценций». Что все это значит, выяснял корреспондент НТВ Антон Войцеховский.

Когда искусство современное, все принимаешь за действие и сомневаешься тоже во всем. Все собрались перед входом, но не понятно, это уже начало… Оказывается, нет — надо еще спуститься вниз. Выдают пледы и почему-то беруши. Может, это начало? Видимо, тоже нет. Надо еще пройти в один из подвалов винохранилища.

Во время репетиции режиссер Кирилл Серебренников говорил, что он эти подвалы выбрал из-за особого духа и аромата. Насчет духа — это правильно. Дух здесь один — очень холодно. И начало действия, когда артисты стали раскачиваться как маятники, все приняли за их желание согреться.

Кирилл Серебренников, режиссер: «Мы так придумали, а теперь надо реализовать. Потому что выясняется, что придумать-то легко, а сделать-то все всегда трудно в наших условиях».

Хор пел, а дирижер губами помогал этому хору. Главный герой — в комуфляже, с орденами и очень обеспокоенный. На заднем плане подожгли дерево, а на переднем — зажегся телеэкран. Из того, что происходило или должно было произойти, понятно было чуть. Дирижер и режиссер смысл действия, конечно, понимали. Но, их объяснения, о чем история, укладывались во фразу: да обо всем. О жизни.

Кирилл Серебренников, режиссер: «Это история про войну, про жизнь, про смерть, про путешествие в другие миры».

Корреспондент: «О чем вся эта история, которая здесь разыгрывается?»

Теодор Курентзис, дирижер: «О любви, о потере любви».

Законы жанра все-таки требуют кое-что объяснить. Первая часть — симфонический перформанс. «Богини из машины», каждая из которых в кабине, изображающей вертолет. Вторая часть — опера в шести действиях. Станция, железнодорожные рельсы, девушки-нимфы. И знакомый уже энергичный главный герой.

Когда заканчивалась одна часть, всех просили перейдите в другой зал. Все послушно переходили. Там другие декорации — и немного другая музыка. И снова — вариации на тему жизни, смерти и любви.

Зрители — это в основном студенты художественных и театральных вузов. И можно было надеяться, что смысл происходящего хоть они уловили. Но доля абсурда была и тут. Потому как беруши даже во время представления мало кто из них вынул.

Читайте также