Герои Чехова ставят посмертный диагноз писателю на сцене петербургского ТЮЗа

03.06.2015, 16:00

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

XVI Международный фестиваль «Радуга» в этом году собрал коллективы из разных стран: от школы-студии МХАТ до японского театра из Киото.

На четырех петербургских площадках представят восемь российских и восемь зарубежных постановок. В поисках нового театра для молодежи вместе с режиссерами принял участие корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Известно, что фестиваль «Радуга» в силу своей специфики, ориентируясь на спектакли молодежного репертуара, открывает новые имена. XVI международный театральный форум не стал исключением. В Петербург впервые привезли Челябинский молодежный театр, который представил российскую премьеру постановки о Чехове.

К автору на пороге смерти являются персонажи его произведений. Такова фабула пьесы «Чеховъ La Machine». Французский драматург румынского происхождения Матей Вишнек сочинил некий сюр, где в одной из сцен к Чехову то ли на том свете, то ли в его воображении приходят три врача: Чебутыкин из «Трех сестер», Львов из «Иванова» и Астров из «Дяди Вани».

Речь идет о постановке диагноза в результате вскрытия тела. Антон Павлович периодически оживает от комментариев персонажей. В пьесе описан ялтинский дом писателя. Челябинцы соорудили некий вокзал, где герои находятся в ожидании своей судьбы.

Вячеслав Харюшин, режиссер-постановщик: «Но им приходится играть одно и то же. Заречная проходит свой путь, Иванов проходит свой путь. В нашей истории они апеллируют к автору: почему же мы такие, почему с нами происходит одно и то же».

Самым удивительным фестивальным спектаклем стала работа именитого французского режиссера Филиппа Жанти «Не забывай меня». Норвежские артисты кружатся, словно исполняя сакральный танец дервишей.

Частный театр из Сербии привез «Карамазовых». Его крошечную труппу знает весь мир. Сам коллектив, родившийся во время войны 90-х, не прекращал работу даже во время бомбардировки Белграда и выжил, благодаря любви зрителей.

Батрич Жаркович, директор театра «Славия» (Сербия): «У нас только один спонсор — это зритель. Если не иметь зрителя, театру приходит конец».

Самыми экзотичными можно назвать постановки японского театра «Коноситаями» из Киото. Актеры Страны восходящего солнца представили в двух действиях две пары, японскую и русскую. Соответственно на примере национальных пьес. Для любви по-русски подошла чеховская шутка «Медведь». Фестиваль с возрастным цензом 16+, работая в ТЮЗе, не может не продолжать идеи гениального режиссера.

Семён Александровский, режиссер-постановщик: «Корогодский произвел революцию в том, что он расширил понятие детского театра. Детский театр может обращаться к очень разной аудитории. Он может не ограничиваться, а расширяться».

В жизни, как рассуждают на фестивале, хватает ограничений. Искусство помогает не только раздвинуть рамки, но и апеллировать к интеллекту аудитории. Для поколения рожденных в 90-е и старше этот ориентир способен кому-то привить, а кому-то и вернуть хороший вкус.

Читайте также