Студенты и ученые на территории Краснодарского края пытаются отыскать в местных лесах дикий виноград.
Студенты и ученые на территории Краснодарского края пытаются отыскать в местных лесах прародителя кубанского винограда. Гипотеза о том, что его завезли греки, им кажется небесспорной, ведь даже в Библии написано, что родина винограда Кавказ. Корреспондент Сергей Пикулин специально для НТВ прошагал вместе с энтузиастами десятки километров.
Члены экспедиции делятся на две группы. Одни идут вдоль берега реки, другие уходят глубоко в лес. На каждом
Леонид Трошин, заведующий кафедрой виноградарства Кубанского государственного аграрного университета: «Смотрите на листовые пластинки, обращайте внимание на длину срединной, боковой, нижней, на углы, все вы сами знаете. Зачет я у вас принял».
Но цель не зачет, студенты пытаются доказать, что виноград на территории Кубани рос задолго до того, как его завезли греки. Доказательства искали везде. Опрашивали сельчан, читали научную литературу, даже Библия пригодилась. В ней сказано: родина винограда Кавказ.
Леонид Трошин, заведующий кафедрой виноградарства Кубанского государственного аграрного университета: «Просто историки написали, что виноград в наших краях появился благодаря грекам. Других писарей, видимо, не было. А ведь эту культуру завозили и из Китая, там древнейший виноград, про Японию тоже
Подраны локти, исцарапано ветками лицо, ведь пробираться приходится нехожеными тропами. Но ради сенсации никто себя не жалеет. Для этих людей виноград вся жизнь. На пятый день экспедиции задача не изменилась, надо найти аборигенный штамб прародителя настоящего кубанского винограда.
Штамбу как минимум сто лет, об этом говорят его состояние и размеры. От корня он изгибается, поднимается по стволу дерева на высоту примерно 20 метров. Возраст селекционеры могут определить практически на глаз, а вот ответить на вопрос, тот ли это отдельный вид, который всегда произрастал на Кубани и не был завезен сюда, к примеру, казаками из Франции, помогут только исследования. Из точных приборов используется линейка, транспортир и
Экспедиция без профессионального сомелье зря потраченное время. Александра специально выписали из Красноярска. Работа в команде налажена: ученые замеряют листы, Александр пробует виноград на вкус. Результат его исследования становится понятен сразу.
Александр Картавцев, сомелье: «Вкус напоминает засахарившееся черносмородиновое варенье. Когда ягоду разжевываешь, сахар приятен, отдает горчиночкой, обволакивает».
Винодела в пятом поколении и грека по национальности вопрос о происхождении винограда на Кубани волнует не в первую очередь. Главное урожай собрать. Иван Каракизиди считает красивой историю о том, как греки завезли вьющееся кустарниковое растение. Гипотеза о истинно кубанском винограде практична. Если ее докажут, Иван будет продвигать бренд.
Иван Каракизиди, винодел: «Создать на мировом уровне бренд будет очень трудно, если не доказать, что эта культура связана с определенной историей, с древними поселенцами и местными аборигенами».
В поисках настоящей кубанской виноградной лозы (правда, как она выглядит, никто толком не знает) ученые прошли сотни километров. Они измерили три тысячи виноградных листьев, сомелье съел больше десяти килограммов винограда. Но даже если удастся найти аборигенный вид, в ближайшее время говорить о том, что кубанские вина как бренд могут легко соперничать с французскими, рано. Лоза все еще импортная, а потому вина пока