У России появился еще один шанс

01.10.2008, 21:45

Видео программы «Сегодня»

Президиум Верховного суда принял одно их тех решений, о которых заранее известно, что они войдут в историю.

Президиум Верховного суда принял одно их тех решений, о которых заранее известно, что они войдут в историю. Рассмотрев заявление великой княгини Марии Владимировны, суд признал императора Николая II и членов его семьи «необоснованно репрессированными» и «подлежащими реабилитации».

Та из романовских ветвей, которую представляет Мария Владимировна, добивалась этого больше трех лет. Генпрокуратура же настаивала, что императора и его родных расстреляли бессудно, а значит, это была не репрессия, а обычное уголовное преступление.

Какие именно доводы убедили суд, каковы могут быть юридические последствия, выяснял корреспондент НТВ Айрат Шавалиев.

С момента перезахоронения останков царской семьи не было более важного события для потомков Романовых. Убийство царя и его родных — политическое преступление или просто уголовщина? Формальный ответ на этот вопрос сегодня, наконец, дал президиум Верховного суда.

Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда РФ: «Признать необоснованно репрессированными и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Фёдоровну…»

Первой об этой победе сообщили, конечно, великой княгине Марии Владимировне, которая считается главой императорского дома Романовых. Именно она три года назад подала иск и начала долгую судебную тяжбу, требуя официально признать расстрел своих монарших родственников убийством по политическим мотивам.

Александр Закатов, директор канцелярии главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны: «Великая княгиня не считает, что это какая-то ее победа над кем-то, а что это победа общая России, что восторжествовала справедливость, восторжествовал закон».

Многие считали, что время для таких судебных решений упущено, и реабилитации царской семьи уже никогда не случится. Ведь великая княгиня последовательно проигрывала судебные процессы. В деле действительно виделась юридическая коллизия.

Дело в том, что решение о казни Николая II и его семьи в 18-м году принимал Уралсовет, то есть орган исполнительной власти, а не судебной. По мнению Генпрокуратуры, если не было судебного решения, то не может быть и его отмены.

На стороне противников реабилитации неожиданно выступил тогда представитель другой ветви семьи Романовых. Троюродный племянник расстрелянного царя тоже Николай Романов заявлял, что последний российский император не нуждается в юридическом доказательстве совершенного преступления, это и так всем ясно.

Николай Романов, троюродный племянник Николая II: « Это вроде того, если бы вдруг вы подумали, что надо реабилитировать апостола Петра или апостола Павла из-за того, что его римляне судили и присудили к смерти. Это чушь».

Иван Арцишевский, официальный представитель Ассоциации членов семьи Романовых в России: «Мы реабилитируем не царя. Император Николай II уже не был царем. Мы реабилитируем Николая II, полковника, Николая Александровича Романова или мы реабилитировали монархию».

Логика адвокатов Марии Владимировны была следующая: если в большевистской России вся власть советам, значит, Уральский городской совет — это и юридический орган тоже. Значит, реабилитация правомерна. Верховный суд с этой логикой согласился.

За реабилитацией формально должна следовать реституция, то есть возврат имущества реабилитированных. За кремлевской стеной много чего принадлежит царской семье. Если все вернуть, то опустеет и Оружейная палата, и Алмазный фонд. Но представители великой княгини уже заявили, что не будут требовать обратно шапку Мономаха или кареты Екатерины II. Им достаточно моральной компенсации.

Редко когда юридический аспект так трудно отделить от морально-этического. Казалось бы, национальным покаянием за совершенное в 18-м году стало перезахоронение царской семьи в усыпальнице Петропавловской крепости. Тогда на церемонию, прошедшую с государственным размахом, приехал и первый президент России Борис Ельцин.

Но сторонники юридической реабилитации настаивали, что только она станет истинным доказательством преступности большевистской власти. Романовых горячо поддержала в этом православная церковь, которая давно реабилитировала императорскую семью, канонизировав их как святых новомучеников.

Георгий Рябых, и. о секретаря по взаимоотношениям церкви и общества отдела внешних церковных связях Московской епархии: «Современная российская власть признает преступление, совершенное 90 лет назад. Это самый главный итог настоящего решения Верховного суда. Черное названо черным».

Теперь вопрос: станет ли сегодняшнее решение Верховного суда прецедентным? Например, основательницу Марфо-Мариинской обители Елизавета Фёдоровна Романова — родную сестру императрицы (ее большевики убили спустя день после казни царской семьи), столкнули живой в шахту. А правозащитники сегодня заявили, что нужно пересматривать и дело о расстреле польских офицеров под Катынью. Там тоже не было судебного решения.

Год назад под Екатеринбургом были найдены останки, которые, считают эксперты, принадлежат царевичу Алексею и княжне Марии. После захоронения их тел и сегодняшней юридической реабилитации царской семьи одну страшную страницу российской истории, очевидно, можно будет считать завершенной.

Читайте также