Распутину дали голос

30.09.2008, 20:05

Видео программы «Сегодня»

Московский театр «Геликон-опера» готовится к самой неоднозначной и однозначно самой оригинальной премьере сезона.

Московский театр «Геликон-опера» готовится к самой неоднозначной и однозначно самой оригинальной премьере сезона. Завтра там покажут «Распутина» — это российский римейк оперы, написанной американский композитором Джеем Ризом и впервые показанной в Нью-Йорке двадцать лет назад.

По словам автора, легендарный старец обладал такой харизмой, а жизнь его была настолько драматична, что лучшего материала для оперы не найти: персонажу хоть в каждой сцене можно давать пронзительную арию с надрывным финалом. Исторический фон представлен не менее фактурно — здесь и Ленин, и Феликс Юсупов, и члены императорской семьи.

Корреспондент НТВ Антон Войцеховский побывал на генеральной репетиции.

Редкий случай 100-процентной узнаваемости. Фоторепортер, запечатлев актера в образе Распутина, сфотографировался с ним и сам. И хотя на стенах в фойе — сплошь изображения царской семьи и ни одного изображения Распутина, его образ витал тут везде. Что начало XX века, что начало XXI, Распутин — это бренд даже посильнее образа Ленина. А опера раскручивает этот бренд по полной.

Распутинские оргии; актеры — в костюмах с анатомическими подробностями; Распутинское братание с царской семьей; Распутинская сила экстрасенса; лечение цесаревича Алексея от гемофилии. Даже не верится, что все эти легенды, хорошо знакомые у нас, собраны в произведении, написанном не у нас. Распутин — американская опера, поставленная 20 лет назад в Нью-Йорке.

Джей Риз, автор оперы «Распутин»: «Моя опера не о Распутине. Моя опера — о легенде. Я не пытался соблюсти историческую правду».

Автор Распутина немного слукавил. Он хоть и композитор, но еще немножко и историк. И вместо развесистой клюквы на сцене — довольно точная история. Николай II, увлеченный фотопечатаньем; Александра Федоровна, увлеченная государственными делами; князь Юсупов, ненавидящий Распутина; и сам Распутин, влюбленный в Юсуповскую жену. Если бы не сорванные им парик и борода в конце первого действия, это была бы не опера, а почти реконструкция исторических событий.

Николай Галин, исполнитель роли Распутина: «В какой то момент я почувствовал преграду и понял, что с этим надо что-то делать. Я пошел и получил благословение, Церковь дала».

Когда-то вид танцующего Николая II в балете «Распутин» возмутил Русскую православную церковь. Вид поющего Распутина и Николая, кажется, никого не задевает. Этот собранный из легенд, как бы сейчас сказали, римейк американской оперы показывает главное — его принимают, потому что даже в России о Распутине далеко не всё достоверно знают.

Опера «Распутин» — хороший маркетинговый ход, когда успех произведения — это в первую очередь успех раскрученного имени. Распутин — редкий пример популярности русской истории, ставшей таковой из-за внимания к этому персонажу далеко не в последнюю очередь за рубежом.

Читайте также