Российские спецслужбы рассекретили документы, касающиеся одного из самых грязных эпизодов в истории европейской дипломатии. Сотни телеграмм, донесений и отчетов рассказывают о Мюнхенском договоре 38-го года.
Российские спецслужбы рассекретили документы, касающиеся одного из самых грязных эпизодов в истории европейской дипломатии. Сотни телеграмм, донесений и отчетов рассказывают о Мюнхенском договоре
Документы, пролежавшие в архивах 70 лет, добавляют несколько деталей к уже известной картине того, как Британия и Франция, пытаясь «умиротворить агрессора», заключили соглашение с Гитлером и отдали ему кусок Чехословакии, известив ее об этом постфактум.
Корреспондент НТВ Сергей Морозов изучил документы.
Впечатляет объем рассекреченных документов: 700 страниц разведданных. Они не меняют в корне наше представление о Мюнхенском сговоре, но дают необходимые подробности для того, чтобы эта история ожила: какие огромные усилия прикладывали Англия и Франция, чтобы скормить Чехословакию Гитлеру вместо того чтобы остановить агрессора, когда это еще было возможно.
Ветеран разведслужбы,
Лев Соцков, историк,
Лев Соцков сомневается, что документы, попавшие в руки СССР, полностью рассекречены на Западе слишком позорная история. Но говорит, что если там сомневаются в их подлинности, то мы можем дать исходящие номера.
Здесь и запись беседы французского
Здесь же и записки английского посла в Варшаве: «Если немцев пустить в Чехословакию, то с другой стороны соберутся напасть поляки». Что они и сделали. Позже в СССР об этом не вспоминали ради дружбы народов.
Лев Соцков, историк: «Подборка донесений английского посла в Польше: Польша будет действовать в русле германской политики, ее действия будут враждебны Чехословакии».
Ценность этих бумаг в предельной точности. Какими именно словами Англия и Франция убеждали чехов поддаться Германии, что именно Сталин читал о плане натравить Гитлера на Россию? Объясняется и позднейший пакт Молотова Риббентропа: сначала Москва убедилась, что Англия и Франция союзничать не хотят. Секретное заседание британского Кабинета на эту тему было не столь секретным для Сталина.
Лев Соцков, историк: «Сразу созвали заседание британского Кабинета, который принял такое положение: на соглашение не идти, оно не отвечает британским интересам. Для успокоения общественного мнения начать переговоры без достижения результата. Французов предупредить, чтобы действовали соответственно».
В ближайшее время рассекреченные документы станут доступны исследователям возможно, их издадут отдельной книгой.
Читайте также
- В Москве открывается уникальная выставка «Драгоценности! Блеск русского двора»
- Генассамблея ООН приняла российскую резолюцию о борьбе с героизацией нацизма
- Мир с позиции силы: итоги Дейтонского договора для сербов и Боснии и Герцеговины
- Хранители света: петербургская «Кабельная сеть» отмечает
100-летие - ЗакС в лицах: кто делает политику в Петербурге на протяжении 30 лет
- «Усадьбы Москвы»: чем удивит зимний сезон фестиваля