Триумфальное возвращение домой

24.09.2008, 21:00

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В музее театрально искусства представили частную коллекцию Лобановых-Ростовских. Русское искусство, которым десятилетия восхищался Запад, привезли на Родину навсегда.

В музее театрально искусства представили частную коллекцию Лобановых-Ростовских. Выставку назвали «Возвращение в Россию». Ее основу составляют работы из знаменитой княжеской коллекции, которую выкупили минувшей зимой. Это театральные эскизы к костюмам, графика, авангард.

Все работы без сомнения уникальны, но один зал называют золотым. В нем представлены работы Бакста, Бенуа и Сомова. Организаторы сделали особый акцент на так называемые совпадения. Например, эскизы Александра Бенуа к театральным постановкам соединили с их воплощением в тканях.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Как только Никита Лобанов-Ростовский вошел в залы театрального музея, он сразу отметил: выставку монтировали профессионалы. Князю очень понравилось, что произведения искусства развешены в хронологической последовательности и стилистически точно: от мироискуссников до авангарда.

Нина Лобанова-Ростовская с удовольствием показывает один из самых знаменитых театральных экспонатов — афишу художника Серова «Русских сезонов» в Париже с Анной Павловой.

Нина Лобанова-Ростовская: «Есть три или четыре таких плаката. Такие есть в Стокгольме, Гранд Опера в Париже, но там рисунки очень старые».

Коллекция собиралась непросто. Благодаря ей, спасены многие культурные ценности. Князю всегда удавалось находить самое интересное.

Например, рисунки Павла Челищева в афинском кафе. Эскизы декораций Александры Экстер обнаружил в комнате ее сиделки. А на рисунок Бакста к балету «Клеопатра» у князя попросту не хватало денег.

Князь Никита Лобанов-Ростовский: «Я тогда не мог ее купить, из-за того, что тогда она стоила 250 долларов. Я предложил галерейщику взамен по бартеру работы Судейкина. Это одна из немногих вещей, которые я таким образом купил. Остальные, к счастью, купил у племянницы Бакста».

Лобанов-Ростовский начал собирать коллекцию в 60-е годы. Тогда князь приобрел у художника Сергея Судейкина эти работы. Среди них был и эскиз костюма к балету «Петрушка». По цене всего лишь 25 долларов за лист.

Тогда русское искусство не пользовалось таким высоким спросом. Сегодня сотрудники театрального музея разместили в пяти залах меньше половины театральной коллекции.

Собрание Нины и Никиты Лобановых-Ростовских специалисты считают одним из самых значительных собраний русского искусства за рубежом. Американский искусствовед Джон Болт подтвердил подлинность произведений.

Невозможно описать чувства поклонников театрального искусства, которые увидят графику Константина Сомова, Василия Кандинского и редкие эскизы скульптора Веры Мухиной к музыкальному спектаклю. Благотворительный фонд «Константиновский» не мог не купить такое роскошное собрание.

Цена 16 миллионов долларов по мировым стандартам не считается высокой. Если каждый из 810 предметов приобретался бы отдельно через аукционы, это могло быть значительно дороже.

Владимир Кожин, председатель совета благотворительного фонда «Константиновский», управляющий делами президента РФ: «Директор начала со слов, что это западная коллекция. Теперь уже можно сказать, что российскую коллекцию, которая действительно долгое время была на Западе. И сегодня она возвращается на Родину».

Подобранное с большим вкусом собрание театральной живописи конца XIX и начала XX веков будет доступно для всех желающих. То русское искусство, которым Запад восхищался несколько десятилетий, вернулось домой.

Князь очень доволен, что коллекция, о которой так мечтали российские музейщики, останется здесь навсегда. По его мнению, по-другому и быть не могло. Род Лобановых-Ростовских ведет родословную от Рюрика и Россия для них всегда оставалась родиной.

Читайте также