Учебная копия: Русский музей пролил свет на историю создания авангардистской подделки

15.05.2015, 11:26

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Отдел реставрации Государственного Русского музея в связи с пристальным вниманием СМИ к судебному процессу над искусствоведом Еленой Баснер опубликовал свою версию возникновения подделки картины Григорьева «В ресторане».

Музейное и художественное сообщества Петербурга обсуждают публикацию Русского музея, без громких представлений размещенную на сайте учреждения культуры. В ней представлена версия самого хранилища о происхождении второй работы Бориса Григорьева «В ресторане».

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв сравнил оригинал и копию.

Картина в 2009 году была продана петербургскому коллекционеру за 250 тысяч долларов. В то время как оригинал уже 30 лет находится в запасниках Русского музея. В мошенничестве обвиняют искусствоведа Елену Баснер, давшую заключение о подлинности проданной работы. Русский музей проходит по делу свидетелем. Публикация на сайте стала попыткой дать ответ на один из ключевых вопросов, откуда взялась вторая картина.

Картине Бориса Григорьева «Парижское кафе» (или «В ресторане») больше 100 лет. Но сегодня даже ее незначительные в художественном плане детали — словно текст захватывающего детектива.

В Русский музей рисунок попал по завещанию известного коллекционера Бориса Окунева в 1983-м. Вскоре его отправляют в реставрационную мастерскую графики. Восстанавливать, в частности, приходится так называемые зубчики — зеленые мазки разделки потолка изображенного кафе.

Целиком к моменту реставрации сохранился лишь крайний левый мазок и фрагментарно несколько правых. Специалисты Русского музея рассчитали ритм этих зубчиков и дорисовали остальные. Их получилось 23. Но через несколько месяцев выяснится: это неправильно. Сам Григорьев на картине сделал лишь 18 мазков.

Тогда обнаружилась репродукция рисунка в альманахе 1914 года. А на копии (или, если угодно, подделке), приобретенной коллекционером Андреем Васильевым в 2009-м, как раз 18 зубчиков. То есть она никак не могла нарисоваться во время нахождения оригинала в Русском музее.

Но копиист создавал ее, глядя именно на настоящую картину в 60- 70-е годы, когда она принадлежала коллекционеру. С репродукцией 1914-го она не сходится в некоторых деталях, к тому же та — черно-белая. А тут ошибок с подбором цвета нет.

Другой вопрос — уровень автора копии. Предварительный рисунок карандашом сделан с сильным нажимом. Нестертые жирные линии особенно хорошо видны на инфракрасном снимке. Заметно, что рисовальщик не везде мог с первого раза повторить мазки Григорьева.

Все это больше напоминает ученический рисунок, кстати, не совпадающий не только по размерам, но и пропорциям сторон с оригиналом. Человек, выполнивший его, приходит к выводу: в Русском музее создавал копию. В подделку ее кто-то превратил потом, намеренно состарив. Должна ли была все это понять и заметить искусствовед Елена Баснер — вопрос суда. Но учитывая столь загадочную историю рисунка неизвестного автора, его теперь можно считать не менее интересным, чем оригинал авангардиста Григорьева.

Читайте также