Самым изысканным театром не перестают восторгаться

23.09.2008, 15:09

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Эрмитажному театру исполняется 275 лет. Эта действующая площадка, на которой дают музыкальные концерты, балеты и даже читают лекции по искусству.

Эрмитажному театру исполняется 275 лет. История этого здания как театра началась в 1733 году. В это время при дворе императрицы Анны Иоанновны появилась итальянская труппа. Актеры представляли комедию дель арте и исполняли музыкальные интермедии.

В кулуарах и потайных местах театра побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

По этой лестнице никогда не ступала нога простого зрителя. Служебную функцию переходы несли и в XVIII веке. Сегодня по довольно стертым ступеням можно спуститься на два уровня ниже сцены. Здание Эрмитажного театра построено на основе стен Зимнего дворца Петра I.

Юлия Денисова, старший научный сотрудник научно-просветительского отдела Эрмитажа: «Когда дворец откапали археологи, штукатурка от влажности осыпалась. Были только кирпичные стены. Их потом пришлось заново штукатурить».

Реставраторы в начале 90-х не могли не восстановить под театром личные покои основателя Петербурга. Здесь подлинные печь, камины, конторка и даже чучело любимой собаки Петра. Для долгой истории Эрмитажного театра такая символичность места имеет особое значение.

Важные события в жизни крупнейшего музея страны, конференции и торжественные церемонии проходят в знаменитом амфитеатре Джакомо Кваренги под историческим занавесом XIX века. Екатерина II с восторгом сравнивала работы архитектора с античными. Театр должен был стать образцом классического стиля.

Юлия Денисова, старший научный сотрудник научно-просветительского отдела Эрмитажа: «Вспомните форму античных театров. Это полукруг, амфитеатр. Именно здесь Кваренги воплощает идею античного театра».

При Екатерине здесь шли в основном музыкальные спектакли. А некоторые комедии принадлежали перу самой императрицы. Конечно, инкогнито. Екатерина не только высмеивала в пьесах нерадивых придворных, но, как утверждают театроведы, сама практиковалась в режиссуре.

Скучающую столичную публику так торопились развлечь, что первое представление для придворной знати провели без достроенного внешнего фасада. Обломки стен дворца Петра I еще некоторое время обрамляли полукруг зала. Но само помещение со скульптурами девяти муз и Аполлона было идеально выверено царицей лично.

По приказу Екатерины II Кваренги увеличил расстояние между рядами, чтобы дамы могли проходить в своих необъятных фижмах и кринолинах. Сама императрица любила занимать место во втором ряду или садилась в партере. А еще для нее специально ставили кресло перед оркестром.

Леонтий Бенуа только в начале XX века декорировал переход над Зимней канавкой в стиле так называемого второго рококо, украшенный живописью XVII и XVIII веков. На потолке в фойе вместо подлинников копии, настоящие в запасниках.

Но музеефицировать театр не стали, в нем выступает эрмитажный оркестр. Площадка популярна для балетных спектаклей. В исторических интерьерах публика смотрит «Жизель» и «Лебединое озеро».

Станислав Мицкевич, заместитель заведующего театрально-просветительского отдела: «Это действующий зал. Здесь классические концерты и балеты проходят в очень современном режиме».

Старинный зал оснащен самым современным оборудованием. При таком освещении скульптуры словно оживают. И зал, который пережил немало драматических моментов, снова заставляет восторгаться гением Кваренги. Более двух веков назад зодчий дал себе клятву построить самый изысканный театр Европы.

Читайте также