Как субмарины уходят под нож

18.09.2008, 14:41

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

ВМФ допустил журналистов на судостроительный завод в Северодвинске. Там совершают одну из самых засекреченных операций — утилизируют атомные подводные лодки.

Военно-морской флот допустил журналистов на одну из самых засекреченных операций — утилизацию атомного судна. На базе в Северодвинске закончила свои дни подводная лодка «Акула».

Это субмарина, занесенная в Книгу рекордов Гиннеса. Ее водоизмещение больше, чем у тяжелого крейсера-авианосца. Кстати, одно из зданий Кронштадтского Центра морской славы задумано в виде этой прославленной АПЛ.

Из Северодвинска — репортаж корреспондента НТВ Антона Давыдова.

Когда журналистам показали это, возгласов удивления или восхищения действительно не было. Кто-то просто не понял, что скрывается за монтажными лесами, кого-то увиденное не впечатлило.

На самом деле это и есть самая большая атомная подводная лодка в мире. Точнее то, что от нее осталось. Субмарину 941 проекта (ее еще называют «Акула») режут уже несколько месяцев.

Кстати, делают это в самом большом доке России и за немалые деньги, полученные от иностранцев. В частности, от Соединенных Штатов Америки. Именно они придумали, с помощью чего можно победить подводную мощь Советов.

Олег Фролов, главный инженер предприятия: «В 1991 году СССР и США был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Под нож попали корабли проектов 667-а, 667-б и подводные лодки 941 проекта».

Мощная установка и есть ответ Запада на созданные в Советском союзе самые крупные субмарины в мире. Гильотина американского производства уже разрубила на мелкие кусочки две «Акулы».

Всего лодок размером с 9-этажный дом в Советском союзе построили шесть, в России осталось три. Собирали их здесь же, в Северодвинске, только на противоположном берегу.

Там сохранился даже эллинг, в котором все и происходило. Показать его нельзя из соображений безопасности. С его крыши прекрасно видно, как разрезают субмарину. Когда под нож вставала первая лодка этой серии, рабочие прощались с ней, как с живым человеком.

Евгений Гладышев, специалист по работе со СМИ и связям с общественностью: «Это было очень грустное событие. И все, кто участвовали в этом, со слезой на глазах провожали корабль.

Постановка в док означает механическую разделку корпуса корабля. С противоположного берега, с „Севмаша“ через всю акваторию давал прощальные гудки головной корабль проекта „Дмитрий Донской“. Прощание было трогательным».

Сотрудники предприятия и сами называют эту работу неблагодарной, но по этому поводу стараются не размышлять. Ведь то, что они делают — уничтожают атомные субмарины и корабли — дело нужное. Тем более, что утилизацией кроме них почти никто не занимается.

Читайте также