«Железные кони» советской политэлиты

18.09.2008, 12:47

Видео программы «Сегодня»

Гаражу Управделами президента исполнилось 90 лет. В советскую эпоху на роскошных ЗИЛах ездили министры, члены ЦК и Верховного совета.

Гаражу Управделами президента исполнилось 90 лет. В советскую эпоху на роскошных ЗИЛах ездили министры, члены ЦК и Верховного совета. Сегодня политическую верхушку страны перевозят на машинах другого класса, но и старые автомобили не забывают.

Корреспондент НТВ Александр Калинин прогулялся по 6-этажному паркингу.

Такие, как Александр Аржаков, — не целевая аудитория современных автосалонов. Мимо ряда новеньких иномарок он проходит равнодушно. Сердце пенсионера и он сам замирают только у настоящего ретроавтомобиля.

Александр Аржаков, председатель Совета ветеранов ФГУ «Автотранспортный комбинат»: «ЗИЛ — это нежность, культура, красота».

Чтобы так описать ЗИЛ-117, нужно очень его любить. Лимузин, похожий на танк, кажется, и собирали с одной целью — внушить если не страх, то уважение к его пассажиру. Пассажиром водителя Аржакова был Анастас Микоян — председатель президиума Верховного совета СССР.

Александр Аржаков, председатель Совета ветеранов ФГУ «Автотранспортный комбинат»: «Анастас Иванович не любил медленно ездить».

Политический долгожитель Микоян мог позволить себе любые капризы. Это ведь о нем сочинили знаменитое «От Ильича до Ильича — без инфаркта и паралича». Подразумевается Владимир Ильич Ленин и Леонид Ильич Брежнев — первая и последняя ступени карьерной лестницы Микояна. Впрочем, ходить пешком Анастас Иванович не любил, предпочитал ездить на служебном ЗИЛе, и довольно часто всей семьей.

Александр Аржаков, председатель Совета ветеранов ФГУ «Автотранспортный комбинат»: «Сиденья запасные откидываются, на них можно садиться. Все продумано для комфортного передвижения пассажира».

Провезти с комфортом — это, пожалуй, и есть главная задача организации с расплывчатым названием «Автотранспортный комбинат». Весь вопрос — кого везти? В советское время пассажирами таких ЗИЛов были члены Верховного совета СССР, Совета министров и ЦК КПСС, то есть вторые лица страны. Сейчас все то же самое, только названия другие.

Юрий Полетаев, генеральный директор ФГУ «Автотранспортный комбинат»: «Мы возим чиновников из Управления делами президента Российской Федерации, Государственной думы, Совета федерации».

О «неудобных» пассажирах среди нынешних чиновников здесь говорить не любят. В 6-этажном гараже вообще на удивление тихо. Хотя чего тут удивительного? Властная верхушка — большая, и все — в разъездах.

Работа в этом гараже очень напоминает работу экстренных служб. Чиновник ведь тоже может неожиданно выехать по важным делам. Тогда здесь включается громкая связь, по которой называют номер машины, фамилию водителя, и уже через минуту автомобиль готов.

Можно сказать, здесь тоже спасают людей, естественно, наделенных властью, от необходимости пользоваться личным и уж тем более общественным транспортом.

К юбилею комбината сотрудники отыскали архивные фотографии в стиле «как все начиналось». 70 лет назад машины заправляли лейками, но пассажиров, например, Фиделя Кстро, это не смущало. Пенсионер Ручкин жалеет, что так и не смог повозить Юрия Гагарина. Оказывается, первый космонавт недолюбливал служебные авто и всегда ездил только на личной «Волге».

Читайте также