Оперный скандал омрачил открытие сезона

16.09.2008, 12:30

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Михайловский театр отменил запланированную премьеру оперы «Евгений Онегин». Концепция постановки была абсолютно не правильной.

Михайловский театр отменил запланированную на сегодня премьеру оперы «Евгений Онегин». И дело не в том, что не хватило времени на репетиции.

На самом последнем этапе выяснилось, что концепция постановки была абсолютно не правильной. Теперь придется начинать с начала.

Почему приходится перечеркивать несколько месяцев работы, знает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Театральные афиши еще не успели снять. Реконструкция знаменитой постановки Станиславского «Евгений Онегин» должна была открыть сезон в Михайловском театре. Вместо этого зрителям предложено вернуть билеты. Руководству театра пришлось давать объяснения, почему премьеры не будет.

Владимир Кехман, генеральный директор Михайловского театра: «Этот спектакль должен был быть направлен на привлечение молодежи в наш театр. Мы хотели, чтобы наш „Евгений Онеги“ отличался искренностью, свежестью и классическими решениями. Но та работа, которая была сделана, не соответствует уровню Михайловского театра».

Елена Образцова, народная артистка СССР, художественный руководитель оперной труппы Михайловского театра: «На мой взгляд, режиссер сделал спектакль, который не может быть сейчас актуальным».

Для постановки в Михайловский театр был приглашен 82-летний Михаил Дотлибов. Известный оперный режиссер неоднократно воссоздавал этот спектакль в 90-х годах на сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко. Затем в Венской камерной опере.

По кадрам из личного архива Дотлибова можно составить впечатление, каким был «Евгений Онегин» Станиславского в 20-х и 30-х годах прошлого века. Все очень похоже, если сравнивать с репетицией постановки Дотлибова в Михайловском театре.

У Елены Образцовой возникли претензии к определенным мизансценам. Прима заявила, что исполнителям не хватает динамики. Дотлибов нашел аргументы в защиту именно такой трактовки.

Михаил Дотлибов, режиссёр: «Ей не нравилась знаменитая картина Станиславского, где Татьяна в кровати пишет письмо Онегину. Но Станиславский этим гордился и написал в работе „Моя жизнь в искусстве“, что эта сцена — одна из его самых больших удач в опере. То есть когда внешнего болтания руками и ногами все перешло в пение и в душу».

По словам Дотлибова, несмотря на определенные замечания, практически готовый спектакль никто не думал отменять, пока не появился румынский дирижер Ион Марин. Он решил найти собственное решение «Евгения Онегина».

Но за оставшийся период что-то изменить было уже невозможно. Дотлибов уверен, что разгадал секрет легендарных сцен Станиславского, в которых молодым певцам удалось полностью освободиться от оперных штампов. Ведь он лично знал тех, с кем работал реформатор театра.

В Михайловском довольны собранной командой молодых певцов и музыкальным уровнем спектакля. Но есть дилемма: если реконструкцию не оценит современный зритель, можно ли менять что-то у гения? Сам Станиславский часто вносил коррективы. Дотлибов цитирует завещание мастера.

Михаил Дотлибов, режиссер: «Можно импровизировать, если это годится для характеров, для сквозного действия, для сверхзадачи. Если это уводит в сторону, если это уродует душу спектакля, то я запрещаю такое категорически при моей жизни и после моей смерти».

Михайловский театр очень хотел бы иметь в репертуаре «Евгения Онегина» по Станиславскому, но, что называется, не получилось. Теперь театр оказался в сложном положении.

Выпускать измененную реконструкцию нельзя: существует комиссия по наследству великого режиссера. А оставлять то, что получилось, театр не хочет. Теперь сезон откроется на два дня позже балетным гала-концертом.

Читайте также