40 дней цхинвальской трагедии

16.09.2008, 10:08

Видео программы «Сегодня»

Многие жители Цхинвали впервые после похорон придут на кладбище.

В Цхинвали сегодня вспоминают о погибших. Многие жители города впервые после похорон придут на кладбище. По местной традиции, сделать это можно только спустя 40 дней.

Из столицы республики передает корреспондент НТВ Анастасия Литвинова.

Алла открыла свой салон неделю назад. Говорит, клиенты заставили. Сначала в городе заработали продуктовые магазины, потом аптеки, через месяц появился спрос на красоту.

Алла Дзгоева: «В основном мужчины сейчас заботятся о себе, потому что они так обросли во время всего этого».

Полуподвальная комната, где находится салон «Миллениум» — единственное место, которое уцелело в этом доме. Крыши нет, несущих стен тоже. Во время обстрелов Алла пряталась у соседей, вместе с которыми три дня не выходила из подвала.

Алла Дзгоева: «Меня работа спасает. Хочется забыть все. Было жутко».

Раньше вместе с ней работали еще два мастера, но одна девушка уехала из Цхинвали и не собирается больше сюда возвращаться, а вторая погибла, пытаясь убежать из города в первую ночь, когда его обстреливали.

Зарская дорога. На обочинах еще лежат остовы автомобиля, но это лишь малая часть. В основном сгоревшие машины уже убрали отсюда. Это путь, по которому 8 и 9 августа мирное население пыталось убежать, вернее уехать из Цхинвали. Была информация, что грузинская сторона открыла здесь коридор для беженцев. Правда, оказавшись в этом коридоре, люди сразу попадали под обстрел.

Именно с этой дороги родственники Петра Питоева забрали его «копейку». На машине, в которой дырок от пуль не сосчитать, они с женой Русудан пытались уехать из города.

Жена сразу погибла. Сам Пётр был сильно ранен в ногу — ходить не мог, полз 15 километров до ближайшего населенного пункта села Зари. Там уже были российские военные, они и отправили раненого в госпиталь во Владикавказ. Он выписался оттуда три дня назад.

Русудан Питоеву похоронили соседи, пока Пётр был в больнице. По осетинским обычаям, до сорока дней нельзя приходить на кладбище, поэтому вместе с сыном и дочкой они специально приехали к отцу в Цхинвали — он сегодня впервые пойдет на могилу жены.

Пётр Питоев: «Я не знаю, как это в мирных жителей вот так стрелять „Градом“. Раньше стреляли минометом, пушками. Думал, ну как это можно? А это, оказывается, цветочки были».

Сейчас в Цхинвали во многих домах готовят поминальные обеды. Столы специально ставят посредине улиц — это тоже традиция. Город небольшой, здесь все друг друга знают. Это делается, чтобы все кто захочет: и родственники, и соседи, и знакомые — могли к этому столу свободно подойти и помянуть погибших.

Читайте также