Театральный «цирк в двух действиях»

13.09.2008, 21:03

Видео программы «Сегодня»

На сцене «Сатирикона» показывали «Синее чудовище». Этой сказочной пьесой итальянца Карло Гоцци театр открывает свой новый сезон.

На сцене «Сатирикона» сегодня показывали «Синее чудовище». Этой сказочной пьесой итальянца Карло Гоцци театр открывает свой новый сезон. Режиссер Константин Райкин обозначил жанр спектакля как «цирк в двух действиях»: в постановке много сложных трюков и превращений, а завершается она пиротехническим шоу.

Однако создатели надеются, что спецэффекты не заслонят философского посыла сказки. Ведь в центре сюжета — нежная история отношений принца и принцессы, которые силой своей любви смогли разрушить колдовские чары. Причем в роли главного злодея, по свидетельству корреспондента НТВ Антона Войцеховского, выступает… телевидение.

Даже в программках написано: не пьеса, а цирк в двух частях. На сцене — манеж, на потолке — крепежи для трапеций, обручей и лестниц, внутри манежа — какой-то гроб на колесиках. Так и ждешь появления не артистов, а клоунов. И они появляются.

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон», режиссер-постановщик спектакля «Синее чудовище»: «На барьере, который двигается, стоит мотор. В какой-то момент сцена заполняется водой, а потом она уходит В общем, тут много технических сложностей.

Увлекшись рассказом о технических сложностях, Райкин спохватился: „Хватит об этом, а как же спектакль?“» А спектакль — это сказка, история любви, которой пытается помешать фантастическое синее чудовище.

Это только с виду спектакль, как цирк, а копнешь поглубже — вылезают тайные смыслы. Синее чудовище и сто лет назад постановщики делали синего цвета, а сейчас додумались, что цвет — это аллегория синего свечения телевизоров.

Чудовище, или телеведущий, затянуто в корсет, выхватывает листочки-шпаргалки, жестикулирует, аплодирует и время от времени зависает… Немного не по-телевизионному, но зритель должен понять.

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон», режиссер-постановщик спектакля «Синее чудовище: „Мы активно использовали все телевизионные штампы ведущих: веселость, видимость веселости, видимость серьеза, пафос, скорбь — все имитации и прочие лики“».

Хоть и похоже было чудовище не на телеведущего, а на Джима Кери из фильма «Маска», намек понятен. С сюжетом сложнее, но тут главное знать, что речь в пьесе идет про любовь.

Технические новинки глаз цепляют: электрогондолы с моторчиком, диалоги на трапециях или просто на руках в тяжелой позе. И уже не удивляет, что в конце больше радуешься не соединению влюбленных, а фейерверку на фоне Венеции. Какой спектакль, если на сцене такой цирк!

Читайте также