Двуглавый орел охотится за «золотым львом»

13.09.2008, 20:25

Видео программы «Сегодня»

На Венецианской архитектурной биеннале открылся российский павильон «Партия в шахматы — Игра за Россию».

Сегодня в старинном итальянском парке Джардини ди Кастелло началась «Партия в шахматы — Игра за Россию». Так называется российский павильон, открывшийся на Венецианской архитектурной биеннале — самом престижном в мире смотре зданий и строений.

Правда, в этом году темой выставки объявили «Архитектуру вне зданий». Речь идет о коммуникациях, водопроводе, канализации, которые, по мнению архитекторов, тоже — произведения искусства.

Россия, правда, в эту тему решила не углубляться и привезла в Венецию традиционные объекты архитектуры. В павильоне, на большом шахматном поле, разместились макеты зданий, спроектированных российскими и иностранными специалистами.

Репортаж спецкора НТВ Айрата Шавалиева.

Венецианские биеннале — уже давно события светские. Достаточно посмотреть на яхты, припаркованные у российского павильона. Но чтобы архитектурная выставка была столь политизирована — это в Венеции впервые.

Российскую экспозицию обложили со всех сторон. Слева — украинский ядерный взрыв, видимо, Чернобыльский. Под ним разливают горилку и режут сало.

А справа эстонцы проложили газовую трубу. Извиваясь, она тянется от немецкого павильона к российскому. Что это: политическое высказывание или культурная провокация? Однако при чем здесь архитектура?

Ингрид Рууди, куратор эстонского павильона: «Я считаю, что архитектура и политика всегда идут рядом. Мы не боимся скандала, это всегда привлекает внимание».

Внутри российского павильона, спроектированного еще знаменитым Щусевым, тоже в этом году развернулась настоящая борьба, кто кого. Павильон стал шахматной доской, на которой вместо фигур — макеты зданий. Красными играют российские архитекторы, белыми — западные звезды, которые строят в России. Это противостояние, считают кураторы выставки, — главное сейчас для архитектурной России.

Григорий Ревзин, куратор российского павильона 11-ой архитектурной биеннале в Венеции: «Мы стоим на своего рода ринге, на котором что-то происходит. Там есть жизнь, которую нам и хотелось показать. А кто в итоге кого съест, это уже другой вопрос».

Вот они противники на разных клетках: Эрик ван Эгераат с проектом библиотеки в Казани и Сергей Скуратов — жилой дом в Москве. Кто кому поставит мат?

Эрик ван Эгераат, архитектор из Голландии: «Шахматы — интеллигентная игра, тем более в России работы хватит всем».

Сергей Скуратов, архитектор из России: «Россия заслужила хорошую архитектуру. Конечно, хотелось бы, чтобы ее воплощали русские».

Шахматы, казалось бы, самый честный вид спорта. Здесь побеждает самый умный и талантливый. Но в этой шахматной партии свои правила игры — победителя определяет не интеллект игрока, а деньги строительных компаний. У этих судей есть свой уголок в российском павильоне.

На другом этаже нашего павильона — та Россия, за которую и сражаются архитекторы. Знаменитый художник Николай Полисский выстроил в Венеции русский лес. Деревянные зиккураты и эйфелевы башни Полисского стоят по всей России, а строят их жители калужской деревни.

Шестерых крестьян автор вывез в Венецию, водил по площади Сан-Марко и катал на гондоле — тоже акт современного искусства.

Николай Полисский, художник: «Для меня очень важно, что простые русские парни из заброшенной деревни оказались здесь. Для них, конечно же, это подобно полету в космос».

Тема нынешнего арх-биеннале — «Архитектура вне зданий». Отсюда и норвежский павильон в виде мобильного вагончика, чтобы ландшафт не портить, и теплица в немецкой экспозиции — госпиталь для растений.

Энгельберт Лютке, куратор немецкого павильона: «Люди строительством испортили природу. А потому нужна срочная реанимация окружающей среды».

У российской выставки хороший шанс получить один из призов биеннале — «золотого льва». А пока над нашим павильоном парит другое животное — двуглавый орел, вырезанный Полисским из дерева и гордо оглядывающий свысока венецианскую лагуну.

Читайте также