Беспримерный подвиг: команда тральщика дала отпор гитлеровской армаде на Ладоге

01.05.2015, 11:50

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Журналисты НТВ-Петербург вспомнили один из ожесточенных боев у острова Сухо в Ленинградской области, который не только оказался вписан в историю Великой Отечественной, но и вошел в учебники по тактике ведения морского сражения.

Тогда, в октябре 1942-го, один маленький тральщик сумел сдержать атаку 30 вражеских кораблей и выжить. Эта история когда-то ошеломила Олега Сошенко, который потом случайно познакомился со своим героем — комендором того тральщика.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

В Новую Ладогу Олег Григорьевич Сошенко старается выбираться каждый год. Здесь на берегу Волхова стоит на вечной стоянке тральщик, на котором всю войну служил его родственник — комендор Николай Свищёв.

Во время войны бывший портовый буксир под командованием Каргина нес дозор на Ладоге. В октябре 1942 года — у острова Сухо. Это была стратегическая точка морской летней дороги жизни. На которую ориентировались корабли, двигавшиеся в Ленинград с грузом и которую противник решил уничтожить, воспользовавшись неблагоприятной погодой.

Семья матроса-артиллериста Николая Свищёва сохранила заметки бойца, сделанные им уже после войны. Это воспоминания комендора о том бое, у острова Сухо. В мемуарах Николая Свищёва сказано, что почти час команда тральщика и бойцы стоящей на острове батареи отбивали вражескую атаку. Потом подоспел морской охотник, когда силы были уже на исходе.

Олег Сошенко, родственник Николая Свищёва: «Он был командиром бакового орудия. Еще у него был 30-летний подносчик. Дядька называл его старым. Во время боя он попал в ступор. Бывает так: он стоит и не знает, чего делать. И дядька ему дал в челюсть. Тот очнулся и стал подносить снаряды. После боя Свищёв извинился».

Сейчас этот бой, в котором были уничтожены 16 кораблей и сбиты 15 самолетов, изучают в военных вузах с точки зрения тактики ведения борьбы на море с превосходящими силами противника.

На экспозиции в новоладожском музее, посвященной бою у острова Сухо, Олег Сошенко увидел тех, с кем встречался в гостях у Николая Свищёва. На стендах — суровые бойцы, на домашних фотографиях — веселые друзья. Здесь же не выставке схемы того сражения, макеты орудий.

Именно такое невероятное преимущество поверженного в итоге противника поразило в юности Олега Сошенко. Имена моряков тральщика ТЩ-100 он запомнил настолько хорошо, что когда его невеста представила ему своего дядю — Николая Павловича Свищёва, он сразу понял кто перед ним.

О войне Николай Павлович особо не любил рассказывать. Вспоминал 9 мая на традиционной встрече родни и друзей или на даче, куда они с семьей Сошенко выезжали каждое лето.

Виолетта Сошенко, племянница Николая Свищёва: «Дядюшка был добрейшей души человек. Его война не переделала, не озлобила. Он остался таким же жизнелюбивым».

Почти все документы из архива Николая Свищёва родные передали в военно-морской музей. Кроме дневника оставили еще газету «Правда» от 1 ноября 1942 года, где пишут о подробностях разгрома немецкого десанта у острова Сухо. Именно из этой газеты мама матроса-артиллериста узнала, что ее сын жив.

Новости по теме

Читайте также